Известный авиаспоттер, историк авиации и в прошлом пилот Мэтт Фалкус выпустил книгу «50 авиалайнеров, изменивших полеты» (50 Airliners That Changed Flying), в которой содержится много редких фотографий пассажирских самолетов разных эпох. «Лента.ру» выбрала самые интересные из них.
![Первые пассажирские перевозки осуществлялись на летающих лодках и гидропланах, чтобы обеспечить хоть какую-то безопасность. В случае отказа двигателей у самолета был шанс приводниться. На фото Benoist Type XIV заходит на посадку в заливе Тампы. Именно эти выпущенные в 1914 году американские летающие лодки стали первыми самолетами, совершавшими регулярные пассажирские рейсы по маршруту Сент-Питерсберг — Тампа.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/10/20180710105108608/preview_81877fe7861df17112b4aba7217b0a5a.jpg)
Фото: History Press
Первые пассажирские перевозки осуществлялись на летающих лодках и гидропланах, чтобы обеспечить хоть какую-то безопасность. В случае отказа двигателей у самолета был шанс приводниться. На фото Benoist Type XIV заходит на посадку в заливе Тампы. Именно эти выпущенные в 1914 году американские летающие лодки стали первыми самолетами, совершавшими регулярные пассажирские рейсы по маршруту Сент-Питерсберг — Тампа.
![Handley Page Type W был одним из первых пассажирских самолетов, изначально разработанных для коммерческого, а не военного использования. Этот биплан с деревянным фюзеляжем мог брать на борт всего 12 пассажиров. Пилоты сидели в открытом кокпите, а пассажиры летели в закрытом комфортабельном салоне, в котором впервые в индустрии была оборудована туалетная комната.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/10/20180710105658087/preview_9fea05718c9c5df1431c6673449e903d.jpg)
Фото: History Press
Handley Page Type W был одним из первых пассажирских самолетов, изначально разработанных для коммерческого, а не военного использования. Этот биплан с деревянным фюзеляжем мог брать на борт всего 12 пассажиров. Пилоты сидели в открытом кокпите, а пассажиры летели в закрытом комфортабельном салоне, в котором впервые в индустрии была оборудована туалетная комната.
![Голландский моноплан Fokker F.VII изначально задумывался как одномоторный самолет и пользовался ограниченным спросом. Но в 1920-е самолет получил три мотора Ford и стал главным хитом авиарынка. Его использовали 54 авиакомпании, а в США на F.VII Tri-motor осуществлялось 40 процентов пассажирских перевозок. На Fokker было установлено несколько рекордов: первый транстихоокеанский перелет из континентальных США на Гавайи и из США в Австралию.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710131737093/preview_e053bc438eb6f0f79e3093e51e9a6eb6.jpg)
Фото: History Press
Голландский моноплан Fokker F.VII изначально задумывался как одномоторный самолет и пользовался ограниченным спросом. Но в 1920-е самолет получил три мотора Ford и стал главным хитом авиарынка. Его использовали 54 авиакомпании, а в США на F.VII Tri-motor осуществлялось 40 процентов пассажирских перевозок. На Fokker было установлено несколько рекордов: первый транстихоокеанский перелет из континентальных США на Гавайи и из США в Австралию.
![Junkers JU.52/3m — базовый самолет Lufthansa с начала его производства в 1932 году и до 1950-х. Отличительной чертой «Тетушки Ю», как прозвали самолет, был фюзеляж из гофрированного алюминия и трио звездообразных двигателей BMW 132. Салон вмещал всего 17 пассажиров, а на рейс из нацистского Берлина в фашистский Рим Junkers тратил целых восемь часов.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710131841353/preview_043db37e5c3a1ce481a1ee3981a17780.jpg)
Фото: History Press
Junkers JU.52/3m — базовый самолет Lufthansa с начала его производства в 1932 году и до 1950-х. Отличительной чертой «Тетушки Ю», как прозвали самолет, был фюзеляж из гофрированного алюминия и трио звездообразных двигателей BMW 132. Салон вмещал всего 17 пассажиров, а на рейс из нацистского Берлина в фашистский Рим Junkers тратил целых восемь часов.
![В отличие от Германии, сделавшей ставку на привычные самолеты, в Британской империи популярностью пользовались летающие лодки. Например, среднемагистральная лодка Short S.23, созданная в 1930-е годы для использования в многочисленных колониях. Основными операторами S.23 были Imperial Airways, пришедшая ей на смену British Overseas Airways Corporation (BOAC), австралийский Qantas и новозеландская Tasman Empire Airways Limited (TEAL). На борту лодки располагались салон, кухня, грузовое отделения и туалет.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710132832444/preview_9bf0125ee6b4be0984913766913454e3.jpg)
Фото: History Press
В отличие от Германии, сделавшей ставку на привычные самолеты, в Британской империи популярностью пользовались летающие лодки. Например, среднемагистральная лодка Short S.23, созданная в 1930-е годы для использования в многочисленных колониях. Основными операторами S.23 были Imperial Airways, пришедшая ей на смену British Overseas Airways Corporation (BOAC), австралийский Qantas и новозеландская Tasman Empire Airways Limited (TEAL). На борту лодки располагались салон, кухня, грузовое отделения и туалет.
![Douglas DC-3 — самолет, совершивший революцию в пассажирской авиации. Он был быстр — максимальная скорость составляла 333 километра в час, обладал достаточно большой дальностью в 2400 километров, мог взлетать с грунтовых аэродромов и с коротких ВПП. DC-3 использовали 24 авиакомпании в США, Европе и Латинской Америке.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710132825409/preview_2e3b98c4464924ae91717821d651fba4.jpg)
Фото: History Press
Douglas DC-3 — самолет, совершивший революцию в пассажирской авиации. Он был быстр — максимальная скорость составляла 333 километра в час, обладал достаточно большой дальностью в 2400 километров, мог взлетать с грунтовых аэродромов и с коротких ВПП. DC-3 использовали 24 авиакомпании в США, Европе и Латинской Америке.
![В 1920-е и 1930-е годы полет на самолете могли себе позволить лишь представители элиты, поэтому салоны самолетов были оборудованы максимально роскошно: мягкие кресла с подушечками и подставками для ног, бархатные шторки на окнах и услужливый стюард, всегда готовый предложить что-нибудь покрепче.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710133929005/preview_5bb8af55bda54467bc296aa03bb3a72d.jpg)
Фото: History Press
В 1920-е и 1930-е годы полет на самолете могли себе позволить лишь представители элиты, поэтому салоны самолетов были оборудованы максимально роскошно: мягкие кресла с подушечками и подставками для ног, бархатные шторки на окнах и услужливый стюард, всегда готовый предложить что-нибудь покрепче.
![После войны летающие лодки ушли в прошлое, а скорость самолетов удвоилась. Так, совершивший первый коммерческий полет в 1945 году Lockheed Constellation развивал скорость до 607 километров в час. При этом дальность его полета составляла 8 тысяч 700 километров, а в зависимости от конфигурации салона Constellation мог взять от 62 до 109 пассажиров. Характеристики почти современного самолета!](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710134233139/preview_518e0a7d0f54d841203afe31297cfaa5.jpg)
Фото: History Press
После войны летающие лодки ушли в прошлое, а скорость самолетов удвоилась. Так, совершивший первый коммерческий полет в 1945 году Lockheed Constellation развивал скорость до 607 километров в час. При этом дальность его полета составляла 8 тысяч 700 километров, а в зависимости от конфигурации салона Constellation мог взять от 62 до 109 пассажиров. Характеристики почти современного самолета!
![После войны поршневые самолеты почти сразу уступили место в небе реактивным и турбовинтовым самолетам. Первые использовались на дальних дистанциях, а роль ближне- и среднемагистральных взяли на себя самолеты с газовыми турбинами. Первым таким самолетом стал британский Vickers Viscount, выпускавшийся с 1948-го по 1963 годы. Viscount считается одним из самых коммерчески успешных британских самолетов в истории: свой первый рейс он совершил в 1953 году, а последний — в 2009 году.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710134721453/preview_4260533814dac4d3e795cf51d46bd321.jpg)
Фото: History Press
После войны поршневые самолеты почти сразу уступили место в небе реактивным и турбовинтовым самолетам. Первые использовались на дальних дистанциях, а роль ближне- и среднемагистральных взяли на себя самолеты с газовыми турбинами. Первым таким самолетом стал британский Vickers Viscount, выпускавшийся с 1948-го по 1963 годы. Viscount считается одним из самых коммерчески успешных британских самолетов в истории: свой первый рейс он совершил в 1953 году, а последний — в 2009 году.
![Boeing 707 был далеко не первым реактивным авиалайнером: его опередили британский de Havilland Comet, французский Sud Aviation Caravelle и Ту-104. Но именно 707-й стал первым по-настоящему успешным реактивным лайнером. Он разгонялся до 977 километров в час, дальность полета достигала 9 тысяч 300 километров, а на борт 707-й мог взять до 194 пассажиров. Самолет производился с 1957-го по 1979 годы, всего было выпущено 1010 лайнеров. Свой последний рейс Boeing 707 иранской авиакомпании Saha Airlines совершил в 2013 году.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710134750030/preview_2b057022266dc80fd46ff9019b1ff354.jpg)
Фото: History Press
Boeing 707 был далеко не первым реактивным авиалайнером: его опередили британский de Havilland Comet, французский Sud Aviation Caravelle и Ту-104. Но именно 707-й стал первым по-настоящему успешным реактивным лайнером. Он разгонялся до 977 километров в час, дальность полета достигала 9 тысяч 300 километров, а на борт 707-й мог взять до 194 пассажиров. Самолет производился с 1957-го по 1979 годы, всего было выпущено 1010 лайнеров. Свой последний рейс Boeing 707 иранской авиакомпании Saha Airlines совершил в 2013 году.
![Concorde — мятеж, так и не ставший революцией. Увы, англичане из BAC и французы из Sud Aviation просчитались. Concorde получился прожорливым и дорогим в обслуживании, да и богатых предпринимателей в роли основных пассажиров сменили представители среднего класса. На первый план вышла не скорость полета, а цена билета. Если первоначальный заказ на самолет разместили 25 авиакомпаний, то купили лишь Air France и British Airways. Причем последние пять самолетов были проданы по цене один фунт стерлингов для английского и один франк для французского перевозчика.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/07/10/13/20180710134826566/preview_5a470d8d6dc90c6b4ba650daa7785895.jpg)
Фото: History Press
Concorde — мятеж, так и не ставший революцией. Увы, англичане из BAC и французы из Sud Aviation просчитались. Concorde получился прожорливым и дорогим в обслуживании, да и богатых предпринимателей в роли основных пассажиров сменили представители среднего класса. На первый план вышла не скорость полета, а цена билета. Если первоначальный заказ на самолет разместили 25 авиакомпаний, то купили лишь Air France и British Airways. Причем последние пять самолетов были проданы по цене один фунт стерлингов для английского и один франк для французского перевозчика.