14 июля исполняется 100 лет со дня рождения Ингмара Бергмана — одного из главных режиссеров ХХ века. Шведский кинематографист исследовал в своих фильмах всеобъемлющие темы, превращая их в интимные: несуществование бога, кризис веры, унижение, разъединение человека с природой, вина, одиночество. Лучшие фильмы Бергмана — в галерее «Ленты.ру».
Разразившаяся в неназванном государстве война настигает супружескую пару, ведущую уединенную жизнь на острове. Вооруженный конфликт, от которого муж и жена пытаются спастись, подвергает их отношения серьезным испытаниям. Фильм «Стыд» не выступает напрямую против тоталитаризма и насилия, но демонстрирует потерянность человека в военное время, деформацию моральных рамок, и потому критики считают его антивоенным.
Известная актриса Элизабет Фоглер замолкает во время спектакля и отказывается говорить. Ее кладут в больницу, однако врачи не находят у нее никаких отклонений. Фоглер отправляют в дом на берегу моря с сиделкой Альмой для поправки здоровья. Отношения между женщинами то ли развиваются в нечто платонически-любовное, то ли ведут к объединению двух человек в одного — режиссер так и не делает прямого вывода. Бергман называл эту ленту одной из наиболее значимых работ в своем творчестве. В «Киногиде извращенца» Славой Жижек назвал эпизод из «Персоны», в которой Альма рассказывает об оргии на пляже, одной из самых эротических сцен в кинематографе — при том, что самой эротики в эпизоде нет.
Рыцарь Антониус Блок, вернувшийся из крестового похода, переживает кризис веры и пытается найти Бога. Вместо этого все, что он встречает на пути — жестокость средневековой Европы и Смерть, буквально преследующую героя с шахматной доской.
Не последний, но итоговый в кинокарьере Бергмана фильм рассказывает историю семейства Экдаль, акцентируя внимание на судьбе детей, Фанни и Александра. В пятичасовой ленте Бергман показывает, по сути, историю своей семьи.
Лента о судьбе художника Йохана Борга, живущего на острове с женой Альмой, страдающего бессонницей, мучающегося воспоминаниями (реальными и выдуманными) и терпящего издевательства от богатых соседей. В психологическом хорроре «Час волка» режиссер описывает медленный, но необратимый путь художника к безумию.
История о священнике, потерявшем не веру в Бога, но связь с ним — мужчина переживает потерю жены и испытывает неспособность любить кого-либо еще. В «Причастии» Бергман задает вопрос — способен ли человек служить Господу, не испытывая любви к окружающим?
Критики объединяют «Молчание», «Причастие» и фильм «Сквозь тусклое стекло» в единую трилогию Бергмана. Об этом однажды сказал сам режиссер, однако позже отрекся от своих слов. В «Молчании» Анна, ее сын Юхан и сестра Эстер приезжают в незнакомый город. Даже будучи вместе, женщины оказываются опустошенными и одинокими и тщетно пытаются заглушить эти чувства сексуальными переживаниями.
Известная пианистка Шарлотта Андергаст приезжает к дочери Еве, которую не видела семь лет. Отношения между ними не складываются, как и отношения матери с сестрой Евы, страдающей параличом, Хеленой. «Осенняя соната» — это конфликт дочери и матери, пересекающийся со столкновением традиционных и современных ценностей.
Фильм снят на основе легенды XIV века об источнике, появившемся на месте, где была изнасилована и убита дочь крестьянина, направлявшаяся в церковь. Мрачная сказка показывает метания отца убитой девочки между жаждой мести, тянущей его в язычество, и необходимостью прощения, которую диктует его христианская вера. Во время проката многие критики, однако, обратили внимание не на этот конфликт, а на полутораминутную сцену изнасилования девушки, посчитав ее слишком откровенной и детальной.
История о юных возлюбленных Харри и Монике, которые бегут из города, уплывая на моторной лодке отца Харри. Они живут на природе, однако вскоре их праздник жизни и любви сталкивается с бытовыми проблемами. Фильм о молодости, бунтарстве и сексуальности (Моники), которые, к сожалению, не могут выжить в реальности, которую создают вокруг себя герои.