Илон Маск уже давно превратился из изгоя и мечтателя в главного ньюсмейкера электроиндустрии, — даже недавний отчет о рекордных убытках его компании смог воодушевить инвесторов и снова поднять капитализацию Tesla. Бизнесмен неоднократно говорил, что Tesla для него — не столько бизнес, сколько возможность доказать миру перспективы электрического транспорта.
И ему это удалось. Даже крупные автомобильные концерны, которые долгое время проявляли снобизм и скептицизм по отношению к электродвигателям, вынуждены считаться с духом времени и перестраивать целые направления своего бизнеса. Электромобилем уже никого не удивишь, в некоторых европейских странах это вообще данность. «Лента.ру» рассказывает о других видах электротранспорта, на которых вы будете ездить в ближайшем будущем.
Фото: Harley-Davidson
Мастодонт моторынка американская Harley-Davidson в конце июля сообщила, что намерена значительно диверсифицировать линейку байков, разбавив их электрическими версиями. Модель LiveWire должна выйти на производственные мощности в течение ближайших 18 месяцев. Компания рассчитывает таким образом привлечь более молодую аудиторию потребителей. Купить «электрохарлей» можно будет уже в 2019 году.
Фото: Yamaha
Если американский концерн нацелен исключительно на деньги, то японская Yamaha больше заинтересована в спортивной составляющей. Yamaha TY-E — специально созданный байк для триала весом всего в 70 килограммов. Для продвижения своего детища компания выступит на кубке FIM Trial-E Cup — соревновании только для электробайков. При этом у Yamaha уже есть и спортивные электробайки: модели PES2 и PED2.
Фото: Rolls Royce
На недавнем авиасалоне в Фарнборо рабочий концепт электрического воздушного авто представила британская Rolls-Royce. Летательный аппарат использует газовую турбину, чтобы вырабатывать электричество; возможен и вариант с зарядкой батареи. Гибридная версия двигателя может транспортировать до пяти человек со скоростью 250 миль в час (400 километров в час) на протяжении примерно двух часов. Компания верит, что концепт позволит ей занять лидирующие позиции на новом рынке.
Фото: Flyer
Компания сооснователя Google и одного из самых богатых людей планеты Ларри Пейджа Kittyhawk намерена вывести на рынок сразу два продукта — персональный летательный аппарат Flyer и летающее такси Cora. Индивидуальный аппарат весит 114 килограммов, оснащен десятью пропеллерами и управляется с помощью двух джойстиков. Максимальная скорость полета машины — 33 километра в час, она ограничена системой, чтобы не навредить пилоту.
Фото: Opener
Одноместная летающая машина от компании Opener. «Мошка» задумывалась авторами как альтернатива автомобилям, глава компании Маркус Ленг настаивает, что никаких специальных знаний для управления летательным аппаратом не надо. Максимальная скорость аппарата — 100 километров в час. Максимальная дистанция, которую можно пролететь, пока составляет всего 25 миль. Однако у компании уже имеется широкий выбор батарей, скорость зарядки которых варьируется от 7,5 часов до 25 минут. Разработчики аппарата настаивают на его экологичности, высокой энергоэффективности и практическом отсутствии шума при полетах.
Фото: Korbitr / Wikimedia
Помимо индивидуальных средств передвижения разработчики лезут на поляну тяжеловесов — больших и не очень грузовиков. Илон Маск представил свой прототип еще в ноябре 2017 года и сразу получил на него несколько сотен заказов. Однако судя по тому, что раздел про грузовик на сайте компании отсутствует, Маск не планирует делать ставку на большегрузы, хоть и обещал начать производство тягачей в 2019 году.
Фото: Volvo
Шведская Volvo может похвастать своими наработками электротягачей. У компании уже есть версия грузовика, мусоровоза (на фото) и электротягача. Все версии в настоящее время проходят испытания, а на дорогах появятся уже в 2019 году.
Фото: Daimler
Mercedes-Benz eActros выпускается концерном Daimler с 2016 года, когда первые несколько десятков грузовиков были поставлены заказчикам. Грузовики выпускаются в двух версиях, в зависимости от грузоподъемности — 18 и 25 тонн соответственно. Одного заряда хватит на то, чтобы проехать 200 километров. Причем компания уже готовится к старту продаж от Tesla, подготовив рестайлинг и обновление модели.
Фото: Victory Motorcycles
Victory Motorcycles — электрический аналог Harley-Davidson. Компания предлагала широчайший ассортимент электробайков: от чопперов до спортивных. Victory начала продавать байки еще 20 лет назад, первый байк был продан в 1998 году. Некоторое время Victory была прибыльной, однако три из последних пяти лет компания провела в убытках, из-за чего материнская компания — Polaris Industries — решила ее закрыть.
Фото: Zero Motorcycles
Zero Motorcycles — это Tesla в мире байков. Стартап, основанный в 2006 году бывшим инженером НАСА Нилом Саики в Калифорнии, быстро вырвался в лидеры рынка и во многом стал причиной закрытия проекта Victory Motorcycles, хотя похвастать модельным рядом компания и не могла. Сейчас Zero предлагает четыре модели электроциклов. Изображенный на фото FX можно, кстати, купить всего за 1,3 миллиона рублей. Максимальная скорость составляет 137 километров в час, без подзарядки на нем можно проехать 113 километров.
Фото: Lightning Motorcycles
Еще один калифорнийский стартап, основанный в 2006 году Ричардом Хэтфилдом. Компания не может похвастать завоеванием рынка или широким модельным рядом, так как его просто нет. Зато у компании самый быстрый электробайк за всю историю их производства. Lightning LS-218 — единственный продукт компании, выпускается с 2014 года. Может развивать скорость до 351 километра в час. Запас хода составляет до 290 километров.
Фото: Lilium
Немецкие разработчики не отстают от американских коллег-конкурентов. Компания Lilium продвигает свои версии двух- и пятиместной летающих машин. Немцы рассчитывают, что их авто станет первым воздушным такси. На сайте компания отмечает, что с помощью Lilium Jet вы сможете добраться из Лондона в Париж всего за час, а максимальная скорость летающего авто составит 300 километров в час — «скорость, аналогичная Формуле-1». Также Lilium планирует создать мобильное приложение — аналог Uber для летающих такси. Правда, летающий автомобиль от Lilium создан пока только в единственном экземпляре.
Фото: Flight Team
А вот словенские инженеры из Pipistrel решили ничего не выдумывать и просто заменили керосиновый двигатель электрическим. Их «Альфа» выпускается с 2012 года, а электрическая версия появилась в 2015 году. Купить двухместный самолет можно за 69 тысяч евро. Без подзарядки самолет может пролететь четыре часа, плюс небольшой запас для посадки. Перезарядить батареи можно за 45 минут либо просто заменить на новые за пять минут. Максимальная скорость полета — 200 километров в час, максимальная дистанция полета — 600 километров.
Изображение: Nikola
Технологический стартап Nikola из Солт-Лейк-Сити потряс всех в декабре 2016 года, когда представил всему миру первый в истории человечества электрогрузовик, использующий для подзарядки батарей водородное топливо. Модель под названием Nikola One предназначена для поездок на дальние расстояния, запас хода достигает почти 2 тысячи километров, мощность — тысяча лошадиных сил. Во время езды батареи тягача подзаряжаются от водородных топливных элементов. В настоящий момент компания продолжает дорабатывать свой концепт Nikola Two, а на первую версию тягача поступило уже более тысячи заказов. Также компания успела поссориться с Илоном Маском: в мае компания подала иск к Tesla за кражу разработок, в компании Маска эти обвинения сочли несостоятельными.
Фото: Thor Trucks
ET-One — самый амбициозный проект от небольшой компании из Лос-Анджелеса под название Thor Trucks. Еще в декабре 2017 года в компании числилось 17 человек, а сейчас они уже сотрудничают с одной из крупнейших мировых служб доставки UPS и принимают заказы на грузовики и тягачи. Справедливости ради стоит сказать, что до широкого производства пока далеко. ET-One способен проехать без подзарядки около 500 километров при мощности от 300 до 700 лошадиных сил. Компания уверяет, что обслуживание электротягача будет комфортным и доступным, так как все детали максимально просты и не требуют специального оборудования для установки.
Фото: Nissan
Невзирая на множество стартапов, новых компаний и брендов, лидерство в самом массовом сегменте электрических средств передвижения — легковых автомобилей — сохраняет компания Nissan и ее модель Leaf, которая недавно пережила тотальное обновление. Более того, она остается одним из самых доступных электрокаров и возглавляет рейтинг самых продаваемых электрокаров планеты. Однако в спину Nissan дышит Tesla, которая уже полгода пытается нарастить производство своей бюджетной версии — Tesla Model 3.