Покорить Арктику человечество пыталось весь XX век. Чаще всего конечной точкой путешествий становился Северный полюс. Добраться до него пробовали на дирижаблях, самолетах, собачьих упряжках, на кораблях и на лыжах. Вот только не всегда эти попытки были успешны. Особенно тяжело приходилось первым полярникам, многие из которых погибли во время северных экспедиций. И лишь со временем люди научились выживать в суровых условиях долгой полярной ночи. На Север потянулись ученые, а за ними и туристы. Арктика стала называться Русской. С разрешения издательства «Паулсен» «Лента.ру» публикует редкие кадры из альбома «Русская Арктика: столетие в фотографиях».
Фото: из собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики
1913 год. Группа участников экспедиции к Северному полюсу в кают-компании судна «Св. муч. Фока». На переднем плане начальник экспедиции Георгий Седов (третий слева), метеоролог Владимир Визе, художник Николай Пинегин. За иллюминатором бесконечные льды и снега. Корабль застрял в них возле острова Панкратьева, Новая Земля. И, как окажется потом, простоит тут долгих 352 дня. Потом проплывет 16 дней и снова вмерзнет в лед. Позднее команда попытается пешком подобраться ближе к северу, но безуспешно. От болезни погибнет и сам Седов. Любопытно, что у этого похода с самого начала было много противников. Эксперты сомневались в профессионализме и опытности команды. Но Седову удалось получить необходимую поддержку и найти деньги на свою авантюру. Он искренне верил, что сможет стать первым русским, сумевшим покорить Северный полюс. Неслучайно был выбран и год экспедиции. В 1913 году ожидалось празднование 300-летия дома Романовых. Достижение полюса или открытие новых земель, по мнению путешественника, было бы хорошим подарком государю-императору. Но чуда не произошло.
Фото: РИА Новости
Это только кажется, что на Севере нет развлечений. Там проводят соревнования по футболу, регби, борьбе, а с недавних пор и марафоны — устав от однообразного пейзажа, полярники развлекают себя как могут. Эта фотография сделана в 1980 году во время футбольного матча между экипажами атомохода «Арктика» и ледокольно-транспортного судна «Пионер Якутии».
Фото: из архива Г. Ушакова
На острове Хейса (Земля Франца-Иосифа) с конца 50-х годов начала работу самая северная в мире обсерватория. На фото: полярник с телескопом в обсерватории имени Э. Кренкеля. Остров Хейса, Земля Франца-Иосифа. 1970-е
Фото: частное собрание
На этой фотографии запечатлен полярник Отто Шмидт с сыном. Шел 1937 год. Оба участвуют в воздушной экспедиции «Север» — на четырех самолетах они высадились на льдину в районе Северного полюса и разбили первую в истории дрейфующую полярную станцию. Созданную в районе Северного полюса станцию «СП» через девять месяцев дрейфа вынесло в Гренландское море.
Фото: Е. Халдей / РИА Новости
В часы досуга на атомоходе «Ленин», 1960 год. Эксплуатация первого советского атомного ледокола «Ленин» началась за год до запечатленных на снимке событий. Для экипажа внутри ледокола создали максимально комфортные условия: каюты на одного-двух человек, сауна, кают-компания с роялем, библиотека, помещение для просмотра фильмов и комната для курения. В автономном плавании судно могло находиться до года.
Фото: Е. Халдей / РИА Новости
Тот ледокол совмещал в себе передовые инженерные разработки советской эпохи. В частности, от дизельных судов его отличала дифферентная система, позволяющая не застрять во льдах. Для этого «Ленин» снабжался специальной балластной установкой для перекачивания воды с одного борта на другой. В результате этого судно накренялось и раскачивалось, разламывая окружающий лед.
Фото: Е. Халдей / РИА Новости
Ледокол «Ленин» работал в тяжелейших условиях Севера. Без него не обходилась навигация на участке между устьем Енисея и Баренцевым морем. «Ленин» работал даже там, где не справлялись типичные ледоколы.
Фото: из собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики
Северный полюс покоряли не только на лыжах, судах, упряжках и самолетах. В 1928 году экспедиция под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле успешно преодолела путь от Шпицбергена до Северного полюса на дирижабле. Вот только, к несчастью, на обратном пути они потерпели катастрофу. Часть экипажа погибла. А оставшимся пришлось около месяца провести на льду в лагере, который получил известность как «Красная Палатка». Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин» (см. фото).
Фото: РИА Новости
Советские разведчики наблюдают за боевой обстановкой. Полуостров Рыбачий в Мурманской области. Северный фронт, 1941 год
Фото: из собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики
Встреча поезда с челюскинцами и героями-летчиками на станции «Байкал» на пути из Владивостока в Москву, 1934 год
Фото: Б. Коробейников / РИА Новости
Полярники сажают медвежат в вездеход, для последующей отправки в Арктику, 1967 год
Фото: РИА Новости
Сотрудник арктической станции с белым медвежонком. 1969 год
Фото: из архива Г. Ушакова
Попытка приручения нежданного гостя. Остров Хейса, Земля Франца-Иосифа. 1970-е