В сознании поколений, которые не застали СССР, советское культурное наследие представляется как нечто громоздкое, ура-патриотическое и чуждое современности. Однако в советское время существовали издания, которые пусть ненадолго, но пытались выйти за рамки системы, в которой они существовали. Листая страницы еженедельника «Советская фотография» («Советское фото»), порой не верится, что опубликованные там работы были сделаны в зарегламентированном тоталитарном государстве — они вполне актуальны сейчас и с точки зрения идеи, и с точки зрения стилистики.
«Лента.ру» публикует обложки журнала — история его отражает изломы времени, которые он не смог преодолеть.
Обложка журнала «Советское фото»
Иллюстрированный журнал «Советская фотография» появился в 1926 году. Его основал блестящий советский сатирик Михаил Кольцов, которого спустя 14 лет казнят с личного согласия Иосифа Сталина. Издание ждала непростая судьба. Почти с самого начала вокруг него закрутились нешуточные страсти.
Обложка журнала «Советское фото»
Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фотоискусства. Он возник на обломках вполне буржуазного издания «Фотографические новости», нацеленного на интересующихся фотографическим искусством и фототехникой. Команда редакторов этого журнала помогала создавать Кольцову новое издание.
Обложка журнала «Советское фото»
«Советская фотография» не была альманахом, рапортующим о верном движении в сторону прекрасного будущего. На страницах издания публиковались работы советских авангардистов и международных фотографов. В их числе был Александр Родченко, вокруг которого в 1928 году разразился скандал. Один из анонимных авторов обвинил Родченко в излишнем формализме, следовании иностранным буржуазным тенденциям, которые противоречат задачам «пролетарской фотографии». Журнал был вынужден отказаться от сотрудничества с Родченко.
Обложка журнала «Советское фото»
Запуск издания совпал со всплеском фотографического искусства в молодом советском государстве. «Советское фото» это развитие подстегивало — альтернативная фотокультура, различные объединения художников, споры о пути развития современной фотографии.
Обложка журнала «Советское фото»
Но к 1931 году с созданием Российской ассоциации пролетарских фоторепортеров (РОПФ), декларировавшей использование фотографии в качестве «орудия социалистической реконструкции реальности», бурление подутихло. С этого времени «Советская фотография» как государственное издание было вынуждено повиноваться общей политике партии и старалось просвещать, но не притягивать к себе лишнего внимания. Журнал становился все более и более консервативным. Что, однако, не мешало ему собирать брилллианты советской фотографии.
Обложка журнала «Советское фото»
Нет, это не снимок из Instagram-аккаунта бодипозитивной модели.
Обложка журнала «Советское фото»
Издание ждал затяжной перерыв. В разгар Великой Отечественной войны выпуск «Советского фото» приостановили.
Обложка журнала «Советское фото»
Вновь открыться журнал смог только с приходом «оттепели». Он перезапустился в 1956 году после XX съезда КПСС и развенчания культа личности Иосифа Сталина. К середине 1970-х тираж «Советской фотографии» достигает 245 тысяч экземпляров.
Обложка журнала «Советское фото»
В 1980-х у «Советского фото» открылось второе дыхание. Издание экспериментировало с формами и ракурсами. Полистать выпуски тех лет любопытно и сейчас, поскольку многие из участников событий живы до сих пор.
Обложка журнала «Советское фото»
Эстетика издания сильно меняется к концу 1980-х. В период гласности многие темы перестают быть табуированными. Например, тема сексуальности. Еще 10 годами ранее подобная обложка в сочетании с фразой «Советское фото» могла считаться провокацией и антисоветчиной. Времена изменились.
Обложка журнала «Советское фото»
Издание словно начинает поднимать голову. Оно осваивает жанр политической фотографии, прежде ограничивавшийся согласованными с партией однотипными снимками. В выпуске № 9 1989 года журнал отмечал, что событийные съемки того времени «резко изменили представление о возможностях репортеров». Динамика времени диктовала развитие фотографии. Больше не нужно было снимать, как надо, можно было снимать, как хочется. Фотопублицисты были в приятном шоке от того, что Съезд народных депутатов СССР можно было снимать открыто. Фотографы сами не верили своему счастью.
Обложка журнала «Советское фото»
Если в начале 1980-х дела журнала шли в гору, то к началу 1990-х тираж «Советского фото» сильно снизился: с 245 тысяч до 100 тысяч экземпляров. Уходило советское время, а вместе с ним по-советски раздутые тиражи.
Обложка журнала «Советское фото»
В конце 1990 года в «Советском фото» сменилась команда. Из названия решили убрать упоминание о политическом режиме. В 1992 году журнал вышел под новым именем — «Фото». Но смена названия не помогла ему выплыть из постсоветской круговерти.
Обложка журнала «Советское фото»
История некогда славного журнала завершилась невероятно символично. В феврале 1996 года в здании редакции «Фото» произошел пожар, уничтоживший архивы, библиотеку, лабораторию. Сгорели также снимки, которые должны были выставляться на мероприятии в честь 70-летия журнала. Издание просуществовало совсем недолго. В середине 1997 года оно закрылось навсегда.