В середине января нью-йоркская арт-площадка Nailya Alexander Gallery открыла выставку финского фотографа Пентти Саммаллахти «Птицы». В нее вошли работы, которые автор сделал за время своих путешествий, в том числе по России. Снимки фотографа, сделанные в разных уголках мира, объединяют не только птицы в кадре, — несмотря на разные декорации и климат, все они несут мрачное настроение. Почему — читайте в галерее «Ленты.ру».

Краков, Польша, 1981 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Один из самых ярких шедевров искусства XX века, связанных с птицами, — психологический триллер Альфреда Хичкока. Снятый во времена, когда холодная война достигла своего апогея, он отражал паранойю и страх, царивший среди американских граждан. Птицы же стали у Хичкока символом ядерного апокалипсиса, а сюжет картины — интерпретацией развития и внезапного окончания Карибского кризиса.

Хельсинки, Финляндия, 2000 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Работы Саммаллахти перекликаются с картиной Хичкока даже, скорее всего, помимо воли самого фотографа — он не приписывает птицам эсхатологических качеств, а просто любит снимать животных. Грозный символизм в изображениях проявляется самостоятельно, во многом благодаря снежным и пустынным пейзажам.

Дели, Индия,1999 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
На снимках Саммаллахти птицы показаны как обитателями дикой природы, существующими отдельно от человека, так и незаметными свидетелями людской жизни. Большинство фотографий мастера сделаны в зимнее время.

Пшеворск, Польша, 2005 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Многие другие его коллекции фокусируются на собаках, лошадях, кошках, коровах. Однако большинство фотографий Саммаллахти сознательно делает мрачными и холодными — он предпочитает снимать зимой, использует только черно-белую пленку, да и места порой выбирает с не самой доброй историей.

Москва, Россия, 1980 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Например, для серии животных из России Саммаллахти отправился на Соловки. Там фотограф провел две недели, снимая, в частности бродячих собак и птиц.

Соловки, Белое море, Россия, 1992 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
«Это место похоже на сказку из-за огромного монастыря, построенного в XVI — XVII веках. Но у него очень грустная история — в 1920-е и 1930-е годы оно превратилось в трудовой лагерь и тюрьму. Эта история всегда нависает над тобой, когда ты посещаешь острова», — признавался фотограф в одном из интервью.

Панозеро, Карелия, Россия, 1992 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
«В России все животные свободны — лошади, собаки и кошки, все они ходят, где им вздумается», — делился автор впечатлениями от посещения Севера страны.

Киркконумми, Финляндия, 2016 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
«Я очень люблю фотографировать зимой. С технической точки зрения это не так сложно — снег очень красиво упрощает ландшафт, света всегда достаточно. Даже ночи на Севере очень светлые из-за снега; дни коротки, но сумерки длятся долго. А поскольку сам я из Финляндии, жара мне не очень нравится», — рассказывал Саммаллахти.

Остров Рюссмастерна, Швеция, 2012 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Саммаллахти родился в Хельсинки в 1950 году. В 14 лет он вступил в местный клуб фотографов, а в 21 год уже провел свою первую сольную выставку.

Китаката, Япония, 2005 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Сегодня его работы выставлены в Лондоне, Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Париже, Амстердаме, Стокгольме и, конечно, в его родном городе. В 2004 году Анри Картье-Брессон, французский мастер реалистичной фотографии XX века, назвал Саммаллахти одним из своих любимых авторов.

Гора Эчо, Намибия, 2005 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
В экспозицию «Птицы» вошли снимки, сделанные во время путешествий фотографа по скандинавским и восточно-европейским странам, Индии, Намибии, Египте, Японии и Южно-Африканской Республике.

Луксор, Египет, 2001 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Зачастую в работах Саммаллахти звери и птицы выступают своеобразным якорем, который объединяет всю композицию фотографии.

Озеро Мартин Мир, Англия, 1996 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Все представленные на выставке в Нью-Йорке снимки вошли в монографию Саммаллахти Here Far Away, которая была выпущена в 2012 году. Она была переведена с финского на пять языков — английский, французский, немецкий, испанский и итальянский.

Варанаси, Индия, 1999 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Снимки в «Птицах» были сделаны с 1980 по 2016 годы. Период съемки составил более 30 лет.