Карл Лагерфельд, умерший 19 февраля 2019 года, считался последним из великих кутюрье прошлого века. Он стоял в одном ряду с «Великой мадемуазель» Коко Шанель, основательницей модного дома, которому дизайнер посвятил почти четыре десятка лет жизни, а также с Пьером Бальменом, Кристобалем Баленсиагой, Ивом Сен-Лораном, Юбером де Живанши.
Сын состоятельного гамбургского предпринимателя, Лагерфельд не стал наследовать респектабельную профессию отца: после Второй мировой он уехал в Париж, чтобы поступить на учебу в Синдикат высокой моды. Талант молодого немца сразу заявил о себе: через пару лет учебы он получил премию за дизайн шерстяного пальто, а мэтр Пьер Бальмен пригласил его в свой модный дом. После Balmain и до дома Chanel, который он возглавил в 1983 году и оставался на своем посту до конца жизни, Лагерфельд поработал в Chloé, Krizia, Charles Jourdan и Fendi, а в середине 1970-х основал модную марку своего имени. Но главным для модельера был, конечно, дом Chanel, который он провел через все модные перипетии конца XX — начала XXI века, да так умело, что практически все, что выпускалось под этой маркой, — от брошей и туфель до сумок и вечерних платьев — моментально становилось объектом желания.
Кроме занятий модой, Карл Лагерфельд увлекался фотографией и графикой. Его fashion-съемки выглядели чрезвычайно профессиональными и одновременно характерными, по фактуре напоминая старинные дагерротипы. Графика Лагерфельда тоже была очень характерно-узнаваемой: из привычки к наброскам эскизов вырос самобытный художник-карикатурист, который не стеснялся рисовать то, о чем думал — например, продюсера Харви Вайнштейна со свиным пятачком. Еще одной слабостью великого кутюрье было коллекционирование книг. Лагерфельд не только собирал библиографические редкости, но и сам издавал книги, в том числе альбомы своих фотографий. Он открыл в Париже издательство 7L и галерею Lagerfeld Gallery — Studio 7L. Многие годы после смерти своего партнера Жака де Башера Лагерфельд жил один. Последние годы кутюрье скрасила его кошка Шупетт, которой он посвящал рисунки, аксессуары и капсульные коллекции одежды с ее изображением.
![Когда Карл Лагерфельд был арт-директором дома Chloé, в его коллекциях появлялись струящиеся силуэты, яркие цвета, броские принты — все, что стало потом хрестоматийными символами стиля 1970-х.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219151202529/preview_c5ac0a8025c231b02b6ab6f6a68c046d.png)
Лагерфельд во время работы в доме Chloé, 1978 год
Фото: Jean-Regis Roustan / East News
Когда Карл Лагерфельд был арт-директором дома Chloé, в его коллекциях появлялись струящиеся силуэты, яркие цвета, броские принты — все, что стало потом хрестоматийными символами стиля 1970-х.
![Любовь к темным очкам, которые стали неотъемлемой частью чуть агрессивного имиджа модельера в зрелые годы и в старости, началась у него еще в 1960-е. Однако среди архивных фото молодого Лагерфельда есть трогательные, почти домашние снимки без очков.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219151027149/preview_fd3c016cdd9f9c93eec835aade2f1666.png)
Карл Лагерфельд в 1970 году
Фото: Roger-Viollet / East News
Любовь к темным очкам, которые стали неотъемлемой частью чуть агрессивного имиджа модельера в зрелые годы и в старости, началась у него еще в 1960-е. Однако среди архивных фото молодого Лагерфельда есть трогательные, почти домашние снимки без очков.
![Хотя модельер никогда не скрывал своей нетрадиционной ориентации, он никогда не отказывался фотографироваться с моделями: его импозантная внешность своеобразно оттеняла его же собственные творения.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219150922254/preview_1c5d428d2e1c18257ef5d844d9b85d88.png)
Лагерфельд с моделью в 1964 году
Фото: Gerard Decaux / REX / Shutterstock
Хотя модельер никогда не скрывал своей нетрадиционной ориентации, он никогда не отказывался фотографироваться с моделями: его импозантная внешность своеобразно оттеняла его же собственные творения.
![Природный артистизм и стремление к театральности не покидали Лагерфельда на протяжении всей жизни. В 1978 году он организовал в Париже «Венецианский бал», а позже кутюрье превращал показы Chanel в настоящие спектакли.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219151324895/preview_f838ff33d548714a444ead52ea7e46cc.png)
Лагерфельд (справа), Палома Пикассо и режиссер Рафаэль Лопес-Санчес (слева) на маскараде, 1978 год
Фото: Patrick Siccoli / SIPA / East News
Природный артистизм и стремление к театральности не покидали Лагерфельда на протяжении всей жизни. В 1978 году он организовал в Париже «Венецианский бал», а позже кутюрье превращал показы Chanel в настоящие спектакли.
![На показах Chanel в нарядах от Лагерфельда дефилировали лучшие из лучших: супермодели 1980-х во главе с Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл и лицо 1990-х — Кейт Мосс.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219154225825/preview_e2782cc766f9e136c7da837032cc3c32.png)
Кейт Мосс на показе весна-лето 1993 на Неделе моды в Париже
Фото: REX / Shutterstock
На показах Chanel в нарядах от Лагерфельда дефилировали лучшие из лучших: супермодели 1980-х во главе с Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл и лицо 1990-х — Кейт Мосс.
![Начиная с 1983 года, Лагерфельд неизменно выходил на поклон на всех показах Chanel. Нередко — под руку с моделью, которая была его фавориткой на тот момент.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219154752040/preview_5a294d5fa695fd7d62c7da36d48f53dd.png)
Лагерфельд и Инес де ла Фрессанж
Фото: Bernard Weil / Toronto Star via Getty Images
Начиная с 1983 года, Лагерфельд неизменно выходил на поклон на всех показах Chanel. Нередко — под руку с моделью, которая была его фавориткой на тот момент.
![Будущая первая леди Франции Карла Бруни не отказывалась участвовать в дефиле именной марки Лагерфельда.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219154122658/preview_cdbb91a91c6c475179030a2a04288877.png)
Карла Бруни на показе Karl Lagerfeld, 1994 год
Фото: REX / Shutterstoc
Будущая первая леди Франции Карла Бруни не отказывалась участвовать в дефиле именной марки Лагерфельда.
![С каждым годом показы Chanel, сценографией которых занимался Лагерфельд, все больше походили на масштабные театрализованные шоу, подчиненные какой-то единой теме. Показ сезона осень-зима 2012/2013 напоминал сказку о путешествии в страну драгоценных камней.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219152625623/preview_ebd19e691bf300820e9466398450b3d5.png)
Модель на показе Chanel сезона осень-зима 2012/2013 на Неделе моды в Париже
Фото: Gao Jing / East News
С каждым годом показы Chanel, сценографией которых занимался Лагерфельд, все больше походили на масштабные театрализованные шоу, подчиненные какой-то единой теме. Показ сезона осень-зима 2012/2013 напоминал сказку о путешествии в страну драгоценных камней.
![Декорациями показа круизной линии 2012-2013 Карл Лагерфельд выбрал фонтаны и клумбы Версальского парка.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219152715815/preview_1a002a7664d2aabb6b2e8a5c4c5358e7.png)
Модель на показе в Версале, 2012 год
Фото: Christophe Guibbaud / East News
Декорациями показа круизной линии 2012-2013 Карл Лагерфельд выбрал фонтаны и клумбы Версальского парка.
![Показы на природе или в «декорациях» городских улиц нравились Лагерфельду своей подлинностью и атмосферой сопричастности, объединявшей моделей, зрителей и случайных зевак.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219152907720/preview_f6fa57e68d43dbd96e9d93cc12e4cfe6.png)
Показ Karl Lagerfeld в Сент-Тропе
Фото: ASLAN / East News
Показы на природе или в «декорациях» городских улиц нравились Лагерфельду своей подлинностью и атмосферой сопричастности, объединявшей моделей, зрителей и случайных зевак.
![Дом Chanel не выпускал мужскую одежду, но для своего показа в пасторальной стилистике XVIII столетия среди стогов сена Лагерфельд пригласил на подиум и мужчин-моделей.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219153400669/preview_0cea025c4f34d36eb09198c0dda71737.png)
Показ коллекции Chanel сезона весна-лето 2010 на Неделе моды в Париже
Фото: Jacques Brinon / AP
Дом Chanel не выпускал мужскую одежду, но для своего показа в пасторальной стилистике XVIII столетия среди стогов сена Лагерфельд пригласил на подиум и мужчин-моделей.
![Для показа сезона осень-зима 2008-2009 в декорации превратили знаковые вещи дома Chanel: жакет из букле и массивную бижутерию из искусственного жемчуга.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219153444417/preview_0d7905aaab14fc937a62f74bf6b52897.png)
Показ Chanel сезона осень-зима 2008-2009 на Неделе моды в Париже
Фото: Christophe Ena / AP
Для показа сезона осень-зима 2008-2009 в декорации превратили знаковые вещи дома Chanel: жакет из букле и массивную бижутерию из искусственного жемчуга.
![Кроме создания платьев, Лагерфельд любил и фотографировать свои творения. Съемки он режиссировал не менее тщательно, чем показы, а затем издавал альбомы своих фото.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219152831175/preview_d9667b5e5bb93570820f0dd3bf223e65.png)
Лагерфельд на съемке
Фото: MPI / East News
Кроме создания платьев, Лагерфельд любил и фотографировать свои творения. Съемки он режиссировал не менее тщательно, чем показы, а затем издавал альбомы своих фото.
![Модельер всегда был поклонником броских аксессуаров: помимо черных очков, он носил массивные цепи, браслеты и перчатки автогонщика.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219152801617/preview_601cb040d8a6c9c03c1a1ade196c07e0.png)
Карл Лагерфельд в универмаге Le Printemps в Рождество 2011 года
Фото: Nicolas Briquet / East News
Модельер всегда был поклонником броских аксессуаров: помимо черных очков, он носил массивные цепи, браслеты и перчатки автогонщика.
![На поклон после своих последних показов Лагерфельд выходил вместе с директором креативной студии Chanel Вирджини Виар. Круизная коллекция 2018/2019 напоминала о «Титанике».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219154710503/preview_02ea49fcf6774b2d7fb881545983ec35.png)
Показ круизной коллекции Chanel 2018/2019 в Париже
Фото: Bertrand Rindoff Petroff / Getty Images
На поклон после своих последних показов Лагерфельд выходил вместе с директором креативной студии Chanel Вирджини Виар. Круизная коллекция 2018/2019 напоминала о «Титанике».
![В финале показа, декорации которого были стилизованы под гигантский супермаркет, Лагерфельд вышел на поклон с одной из своих фавориток 2010-х — моделью Карой Делевинь.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219154958814/preview_42536549d0025f296a34f00855f29942.png)
Лагерфельд и Кара Делевинь в финале показа Chanel сезона осень-зима 2014-2015 в Париже
Фото: Francois Durand / Getty Images
В финале показа, декорации которого были стилизованы под гигантский супермаркет, Лагерфельд вышел на поклон с одной из своих фавориток 2010-х — моделью Карой Делевинь.
![Под показ Chanel Metiers d'Art 2015/16 сняли павильон римской киностудии Cinecitta. Вместе с моделями по подиуму прошли мужчины и дети, одетые в стиле середины XX века.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/17/20190219170525744/preview_2bf259ba397ede63654894d1b8e6bd69.png)
Лагерфельд в финале показа Chanel Metiers d'Art 2015/16
Фото: Ernesto Ruscio / Getty Images
Под показ Chanel Metiers d'Art 2015/16 сняли павильон римской киностудии Cinecitta. Вместе с моделями по подиуму прошли мужчины и дети, одетые в стиле середины XX века.
![Показ сезона весна-лето 2019 стал поистине грандиозным: традиционное место своих дефиле, парижский Гран-Пале, Лагерфельд превратил в тропический пляж с настоящим песком и даже имитацией настоящего прибоя. Это был последний показ, после которого Карл Лагерфельд лично вышел на поклон.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/16/20190219160315395/preview_6e965c08356e9ffae8b04e1d7943f07f.png)
Показ коллекции Chanel весна-лето 2019 в парижском Гран-Пале
Фото: Capital Pictures / East News
Показ сезона весна-лето 2019 стал поистине грандиозным: традиционное место своих дефиле, парижский Гран-Пале, Лагерфельд превратил в тропический пляж с настоящим песком и даже имитацией настоящего прибоя. Это был последний показ, после которого Карл Лагерфельд лично вышел на поклон.
![Кроме язвительных карикатур, модельер любил рисовать свою питомицу, кошку бирманской породы по кличке Шупетт.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/17/20190219170506789/preview_074f51ad3465f06fcbd09411f52ef0e5.png)
Карл с портретом своей кошки Шупетт
Фото: Jens Kalaene / East News
Кроме язвительных карикатур, модельер любил рисовать свою питомицу, кошку бирманской породы по кличке Шупетт.
![На поклон в финале своего последнего прижизненного показа Лагерфельд уже не вышел: гостей приветствовала только Вирджини Виар, которую назвали преемницей модельера на посту креативного директора дома Chanel.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/17/20190219170430719/preview_b9e4179c9479074a74a1c7ddfef697c1.png)
Показ Chanel сезона весна-лето 2019 в парижском Гран-Пале
Фото: Elizabeth Pantaleo / REX / Shutterstock
На поклон в финале своего последнего прижизненного показа Лагерфельд уже не вышел: гостей приветствовала только Вирджини Виар, которую назвали преемницей модельера на посту креативного директора дома Chanel.
![Многие называли великого кутюрье «сложным человеком», но он умел быть и чертовски обаятельным.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/19/15/20190219154604719/preview_b8ccc32e2df36357b1e2303057c50d48.png)
Лагерфельд во Флоренции, 2015 год
Фото: Vittorio Zunino Celotto / Getty Images for Conde' Nast International Luxury Conference
Многие называли великого кутюрье «сложным человеком», но он умел быть и чертовски обаятельным.