Кажется, ткачих в России почти не осталось. Будто они ушли в прошлое вместе с другими традиционными промыслами. Отчасти это так. Одним из центров ткачества некогда был Каргопольский край, количество мастериц там исчислялось сотнями. Сейчас их меньше десяти. Они начали возрождать традицию в 1990-х, когда обнаружили, что неизвестные вывозят из заброшенных домов ткацкую утварь и станки. Не в последнюю очередь именно мародеры побудили местных жителей обратиться к собственным корням и начать передавать знания молодому поколению. Сами ткачихи говорят о себе как о застрявших во времени — «отмороженных», в хорошем смысле этого слова. Зачем эти женщины возрождают прошлое? Чтобы ответить на этот вопрос, фотожурналистка Анастасия Евсинекина отправилась в Архангельскую область, в Каргопольский район.
![Все началось еще в 90-х, когда в Ошевенске стали появляться неизвестные и забирать все, что было в заброшенных и разрушенных домах: утварь, иконы, мебель.
Спокойно смотреть на мародеров Екатерина Березина не могла. Она начала изучать историю края, собирать прялки, иконы, а потом и всех вокруг «заразила стариной».
13 лет назад Екатерина с единомышленниками открыла в Ошевенском муниципальном образовании клуб. В нем местные жители учились работать на компьютере, а заодно занимались изучением ремесел и разным рукоделием. В том числе и ткачеством, которое постепенно стало популярно у завсегдатаев.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218124751536/preview_73f812eb58f0dc1e8a12827ea0cc3eed.png)
Все началось еще в 90-х, когда в Ошевенске стали появляться неизвестные и забирать все, что было в заброшенных и разрушенных домах: утварь, иконы, мебель.
Спокойно смотреть на мародеров Екатерина Березина не могла. Она начала изучать историю края, собирать прялки, иконы, а потом и всех вокруг «заразила стариной».
13 лет назад Екатерина с единомышленниками открыла в Ошевенском муниципальном образовании клуб. В нем местные жители учились работать на компьютере, а заодно занимались изучением ремесел и разным рукоделием. В том числе и ткачеством, которое постепенно стало популярно у завсегдатаев.
![Вероника — одна из учениц Екатерины Егоровны. Она не знает, будет ли ткать в будущем, но сейчас ей этот процесс нравится. Ее цель — сделать несколько половиков на заказ.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218123406146/preview_52679b4c7506b229e843ed102ed0098c.png)
Вероника — одна из учениц Екатерины Егоровны. Она не знает, будет ли ткать в будущем, но сейчас ей этот процесс нравится. Ее цель — сделать несколько половиков на заказ.
![Современный процесс изготовления половиков мало отличается от традиционного: нужен станок со всеми деталями, нитки и текстиль.
Опытная мастерица может заправить станок за два дня и соткать три метра изделия за день. Для начинающего это растянется на неделю: заправить станок нитками, пропустить их в правильном порядке и натянуть так, чтобы все работало. Коврики сейчас существенно сократились: раньше половички были в длину не меньше трех метров, а лучше — пять, чтобы застелить весь пол в деревенском доме. Сейчас же в основном половик делается такой длины, чтобы он уместился в городскую квартиру, в среднем это метр-два.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218123409483/preview_c59659fae40784b3ddc8a50c37cbce82.png)
Современный процесс изготовления половиков мало отличается от традиционного: нужен станок со всеми деталями, нитки и текстиль.
Опытная мастерица может заправить станок за два дня и соткать три метра изделия за день. Для начинающего это растянется на неделю: заправить станок нитками, пропустить их в правильном порядке и натянуть так, чтобы все работало. Коврики сейчас существенно сократились: раньше половички были в длину не меньше трех метров, а лучше — пять, чтобы застелить весь пол в деревенском доме. Сейчас же в основном половик делается такой длины, чтобы он уместился в городскую квартиру, в среднем это метр-два.
![Надежда проработала педагогом около 30 лет. Она рассказывает, что в 1990-е ей стало труднее работать с детьми. Основное производство в совхозе, где трудилось большинство родителей, было разрушено. Экономические неурядицы отражались на детях, влияли на их поведение и внимание.
Надежда и другие неравнодушные учителя решили обратиться к истокам, начали изучать родной край, собирать предметы старины и использовать их в учебно-воспитательном процессе. Впоследствии открыли центр дополнительного образования и учили детей разным видам ремесел: одни выращивали и обрабатывали лен, чтобы получать льняную нитку, другие занимались ткачеством.
Сейчас Надежда занимается туристами, у нее есть гостевой дом, где она проводит небольшие мастер-классы и печет вместе с гостями пироги.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218123417925/preview_373c6c216df0c004f4c53080f8ab36fc.png)
Надежда проработала педагогом около 30 лет. Она рассказывает, что в 1990-е ей стало труднее работать с детьми. Основное производство в совхозе, где трудилось большинство родителей, было разрушено. Экономические неурядицы отражались на детях, влияли на их поведение и внимание.
Надежда и другие неравнодушные учителя решили обратиться к истокам, начали изучать родной край, собирать предметы старины и использовать их в учебно-воспитательном процессе. Впоследствии открыли центр дополнительного образования и учили детей разным видам ремесел: одни выращивали и обрабатывали лен, чтобы получать льняную нитку, другие занимались ткачеством.
Сейчас Надежда занимается туристами, у нее есть гостевой дом, где она проводит небольшие мастер-классы и печет вместе с гостями пироги.
![Деревянное бёрдо — приспособление для станка, через которое пропускаются нити. На бёрдо идет сосна или ель, потому что они хорошо расщепляются. Местные мастерицы считают, что старые станки самые лучшие — гладкие и удобные.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218123414084/preview_2c5acf0cffd1ebae73aeb85f4bfd5979.png)
Деревянное бёрдо — приспособление для станка, через которое пропускаются нити. На бёрдо идет сосна или ель, потому что они хорошо расщепляются. Местные мастерицы считают, что старые станки самые лучшие — гладкие и удобные.
![Чтобы заправить станок, требуется 33 катушки ниток. Участницы клуба скидываются и покупают все необходимое. Нужна тысяча рублей только на нитки.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218124801104/preview_f610cb6ae3936dbc608087efadb520bb.png)
Чтобы заправить станок, требуется 33 катушки ниток. Участницы клуба скидываются и покупают все необходимое. Нужна тысяча рублей только на нитки.
![Татьяна работает мастером по ткачеству в Каргопольском центре ремесел «Берегиня» с 2000 года. Станок она выкупила у наследников своего мастера Нины Александровны — после ее смерти. Нине Александровне, в свою очередь, станок достался от ее учительницы Пелагеи. Татьяна тоже потом передаст его кому-нибудь «в наследство, кто после меня придет, лет через 50».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218123423410/preview_b69f3bee4e6cfad63aec259e7d55e625.png)
Татьяна работает мастером по ткачеству в Каргопольском центре ремесел «Берегиня» с 2000 года. Станок она выкупила у наследников своего мастера Нины Александровны — после ее смерти. Нине Александровне, в свою очередь, станок достался от ее учительницы Пелагеи. Татьяна тоже потом передаст его кому-нибудь «в наследство, кто после меня придет, лет через 50».
![Расцветка половика и тип ткачества различаются. У каждого региона — свои особенности узоров и цветовых решений: где-то преобладают геометрические орнаменты, где-то цвета.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218124729024/preview_bb469a76a63f5166c03a6b9f9292456d.png)
Расцветка половика и тип ткачества различаются. У каждого региона — свои особенности узоров и цветовых решений: где-то преобладают геометрические орнаменты, где-то цвета.
![Зинаида работает в Доме культуры в Ошевенске, живет в соседнем селе, до которого час езды.
Зинаида родилась в Лёкшмоозере. «Там горушки крутые, земледелием не занимались, собирали ягоды, грибы. Там в основном рыба, везли соленую, копченую рыбу в Ошевенск, а в Ошевенске хлеб рОстили, были зажиточные и меняли рыбу на хлеб. Жемчуг ловили речной».
Муж работал в совхозе, она на почте. Совхоз закрыли, и «все покатилось по наклонной». С 2004 года она собирает старину. В 2006 году дали грант на обустройство небольшого местного Дома культуры. Сейчас это небольшой музей, в котором огромное количество утвари, одежды, посуды, станков, Татьяна принимает туристов, готовит им еду.
Ткать она училась около двух лет: «Когда садишься за станок — обо всем забываешь».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218124734104/preview_e6f72e09a3e6d3ec8c0ff75b11a92cca.png)
Зинаида работает в Доме культуры в Ошевенске, живет в соседнем селе, до которого час езды. Зинаида родилась в Лёкшмоозере. «Там горушки крутые, земледелием не занимались, собирали ягоды, грибы. Там в основном рыба, везли соленую, копченую рыбу в Ошевенск, а в Ошевенске хлеб рОстили, были зажиточные и меняли рыбу на хлеб. Жемчуг ловили речной». Муж работал в совхозе, она на почте. Совхоз закрыли, и «все покатилось по наклонной». С 2004 года она собирает старину. В 2006 году дали грант на обустройство небольшого местного Дома культуры. Сейчас это небольшой музей, в котором огромное количество утвари, одежды, посуды, станков, Татьяна принимает туристов, готовит им еду. Ткать она училась около двух лет: «Когда садишься за станок — обо всем забываешь».
![Дом культуры в Ошевенске. В этом классе проходят творческие занятия.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218124738441/preview_c29c77a2c29eff4326cc2e872ac1a04e.png)
Дом культуры в Ошевенске. В этом классе проходят творческие занятия.
![Ольга Фарутина родилась в Каргополе. С третьего класса помогала отчиму сажать ели в лесхозе. Лесники брали своих детей-подростков в помощники, так как эти работы хорошо оплачивались.
Впоследствии Ольга хотела стать лесником, но жизнь сложилась иначе — уже 30 лет она работает на предприятии, где делают игрушки.
Ткачеством увлекается 15 лет. Половички Ольга делает практически из своих старых вещей: «Смотришь полосочку — а это Аленкина распашонка, это свекровь халатик подарила, я беременная в нем ходила первой дочкой».
«Мы остались здесь отморожены слегка, — шутит Ольга. — У нас уклад жизни совсем другой, к ним приезжают, говорят: "Господи, какое у вас тут умиротворение... Будто в сказку попали, так не бывает уже". Еще как бывает — мы всю жизнь так живем».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218124742973/preview_45e04a13699f443ccdeb0b8287adbe74.png)
Ольга Фарутина родилась в Каргополе. С третьего класса помогала отчиму сажать ели в лесхозе. Лесники брали своих детей-подростков в помощники, так как эти работы хорошо оплачивались. Впоследствии Ольга хотела стать лесником, но жизнь сложилась иначе — уже 30 лет она работает на предприятии, где делают игрушки. Ткачеством увлекается 15 лет. Половички Ольга делает практически из своих старых вещей: «Смотришь полосочку — а это Аленкина распашонка, это свекровь халатик подарила, я беременная в нем ходила первой дочкой». «Мы остались здесь отморожены слегка, — шутит Ольга. — У нас уклад жизни совсем другой, к ним приезжают, говорят: "Господи, какое у вас тут умиротворение... Будто в сказку попали, так не бывает уже". Еще как бывает — мы всю жизнь так живем».
![Библиотека в Ошевенске, в которой работает основательница кружка по ткачеству Екатерина Березина. Сейчас в школе 60 учеников.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/12/20190218124747564/preview_405cd2a9bec13932fb77d1b5bf1c12aa.png)
Библиотека в Ошевенске, в которой работает основательница кружка по ткачеству Екатерина Березина. Сейчас в школе 60 учеников.
![Несмотря на то что ткачество сегодня требует времени и сил, расставаться со станками женщины не готовы: они надеются, что когда-нибудь это ремесло снова станет популярным.
Их труд востребован. В большинстве случаев мастерицы продают свои изделия Фонду Наследие Севера, который реализует их дальше.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/02/18/14/20190218143445761/preview_4a28ce0d1fea4c450aaa97a0ef1b444b.png)
Несмотря на то что ткачество сегодня требует времени и сил, расставаться со станками женщины не готовы: они надеются, что когда-нибудь это ремесло снова станет популярным. Их труд востребован. В большинстве случаев мастерицы продают свои изделия Фонду Наследие Севера, который реализует их дальше.