Стефан Мозес давно обрел статус одного из самых знаменитых портретистов своего времени. Он фотографировал многих знаменитостей, в том числе нобелевских лауреатов по литературе Генриха Белля, Томаса Манна и Гюнтера Грасса, художника Отто Дикса и многих других. Отдельного внимания заслуживают ранние репортажные снимки мастера, сделанные в родной Германии в то время, когда он работал для журнала Stern. Несмотря на то что по поручению редакции Мозес бывал во многих странах, самой экзотичной для него навсегда осталась родная земля. В феврале в Немецком историческом музее в Берлине открылась выставка фотографий Стефана Мозеса «Экзотическая страна», на которой представлены малоизвестные работы мастера. «Лента.ру» рассказывает о том, что интересного фотограф нашел в послевоенной Германии.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
В 1936 году, когда Стефану Мозесу было восемь лет, он нашел старую родительскую фотокамеру на чердаке. Это событие стало отправной точкой его творческого пути. С тех пор он делал исключительно черно-белые снимки, а его любимыми героями на протяжении всей жизни оставались обыкновенные немцы.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Мозес любил играть с перспективой, благодаря чему добивался выразительности, как на фотографии «Высшее общество», на которой ему удалось запечатлеть посетительниц Байройтского фестиваля 1961 года. В это время Мозес работал фоторепортером немецкого журнала Stern.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Ему всегда была интересна жизнь рабочего класса. Он фотографировал представителей разнообразных профессий практически «у станка». «Моя работа — захватить людей прежде, чем они потеряются», — передает слова Мозеса издание Der Spiegel.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Он уделял много внимания не только отдельным личностям, творящим историю, но и «исторической массовке». С помощью камеры ему удалось задокументировать один из тяжелейших периодов в жизни Германии — время, когда немцы пытались оправиться после поражения во Второй мировой войне.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Несмотря на то что во время правления Гитлера власть всячески ограничивала влияние христианства на территории Германии, после войны в стране осталось много верующих католиков. Сегодня праздник Тела и Крови Христовых является официальным выходным днем в Баден-Вюртемберге, Баварии, Гессене, Северном Рейне — Вестфалии, Рейнланд-Пфальце, Сааре и в отдельных регионах Саксонии и Тюрингии — на территориях, входивших в состав ФРГ.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Находить свободное время при условии, что немцы работали шесть дней в неделю, было непросто. Поэтому летом жители Западной Германии выезжали на солнечный юг. Их любимыми направлениями были Италия, Испания и Греция. Но хорошо отдохнуть можно и на родной земле — например, в палаточном лагере, который сам Мозес предпочитал загранице.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Ему удалось запечатлеть собрание членов одного из клубов любителей оружия. Стрельба по мишеням из обыкновенных и старинных орудий была популярным видом спорта в Западной Германии.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Еще одним видом спорта в Западной Германии 60-х считалась борьба за угощения. На снимке «Общение за шведским столом» техническое несовершенство фотографии отошло для Мозеса на второй план. Самым важным тут стала динамика, передающая настроение немцев, которые снова начинали жить с убеждением «кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает».
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Еврейские корни Мозеса не могли не наложить отпечаток на его творчество. Его интересовала жизнь немецких евреев после войны. Многие пережившие холокост эмигрировали, но были и те, кто остался в Германии. Например, жители еврейского дома престарелых в Вюрцбурге.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Путешествуя по индустриальному и шахтерскому Рурскому району, Мозес снимал рабочих. В начале 60-х они активно боролись за пятидневную рабочую неделю. «По субботам папа с нами», — гласил один из слоганов профсоюза, настаивающего на введении второго выходного дня.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Мозес не арендовал студии для съемок, его мастерской была улица. Он не отправлялся в далекие страны за вдохновением, как это делали его коллеги, а черпал идеи для творчества на родной земле. «Германия на самом деле самая интересная страна», — сказал он в телевизионном интервью Bayerischer Rundfunk.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Позирующим моделям он предпочитал обыкновенных прохожих и их естественные эмоции, поэтому старался фотографировать незаметно, как эту женщину, старательно выбирающую шляпку.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
Мозес был не просто lifestyle-фотографом, он был хроникером немецкой жизни. С помощью фотографии ему удавалось передать социальные и культурные метаморфозы, происходящие в немецком обществе после войны.
Фото: Else Bechteler-Moses / DHM
«Я людской фотограф», — говорил о себе Мозес. А газета Die Welt в статье, посвященной памяти мастера и опубликованной после его смерти в феврале 2018 года, назвала Стефана «великим старцем немецкой фотографии».