В Московском музее современного искусства (ММОМА в Ермолаевском переулке) в середине марта открылась выставка «Коллективный симптом». Это четвертая по счету экспозиция, организованная в рамках программы «Коллекция. Точка обзора».
Основной темой проекта стал феномен социальной чувствительности и концепция «общества переживания», согласно которой, человек больше не готов жить и потреблять ради того, чтобы выжить. Сегодня человек пользуется разнообразными благами для того, чтобы соответствовать собственным представления о самом себе и наполнить свою жизнь смыслом. В едином выставочном пространстве кураторы собрали разнообразные сюжеты, касающегося вопроса,— как социум конструирует сам себя. Самые знаковые экспонаты — в галерее «Ленты.ру».
Изображение: Михаил Гробман.
Концепция «общества переживаний», предложенная социологом Герхардом Шульце в начале 1990-х годов, — отправная точка выставки «Коллективный симптом». Если раньше человек потреблял что-либо для удовлетворения нужды, то сегодня он делает это для того, чтобы соответствовать представлениям о самом себе.
Изображение: Марк Шагал
Речь не только об изменении потребительских установок. Важным стало не проживание отведенного жизненного срока, а наполнение жизни смыслом. Например, Марк Шагал ездил по святым местам Палестины, чтобы «притронуться сердцем» и лучше понять тексты Ветхого Завета.
Изображение: Юрий Соболев-Нолев
Эти работы о массовой одержимости и истерии. О сумасшествии, которое заставляет общество безмолвно наблюдать за казнью святого, которую изобразил Юрий Соболев-Ноев.
Фото: предоставлено ММОМА
Художники конструировали свои собственные мифологические системы, вдохновляясь народными сказками и древними преданиями. Вот и комнатную муху, символ чревоугодия и обжорства, Игорь Макаревич поместил на ярко-красный пьедестал.
Изображение: Борис Ефимов
Кураторы выставки отобрали несколько работ, отражающих реальные исторические явления. Например, шарж Бориса Ефимова «Порочные узы», где художник обличил коррупцию брежневского застоя.
Изображение: Илья Чашник
Но наряду с экспонатами, отражающими исторические события, организаторы экспозиции «Коллективный симптом» пытаются ответить на вопрос: «Свойственна ли эта одержимость миру искусства?»
Фото: предоставлено ММОМА
Например, после революции конструктивисты поставили перед собой задачу — изменить быт советского человека. Они создавали мебель, изготовляли ткани и шили одежду, воспевая утилитарность и лаконичность форм.
Фото: предоставлено ММОМА
В первые годы правления советской власти из-за тотального дефицита и форсированного темпа урбанизации художники решили привить гражданам чувство вкуса. Они отталкивались от идеи, что строгая линия победила вычурность, а чистая форма одержала верх над украшательством.
Изображение: Сергей Мироненко
Выставка сконструирована подобно квесту, цель которого — поиск связи между художественным и коллективным переживаниями.
Изображение: Евгений Юфит
Успешность прохождения этого квеста зависит от наблюдательности зрителя. Работы художников — это независимые друг от друга истории и всего лишь ориентиры в пространстве для личных размышлений.
Изображение: Леонид Тишков
Кураторы собрали разнообразные сюжеты, иллюстрирующие массовую истерию: от охоты на ведьм и культов до городских легенд, напряженных дискуссий вокруг научно-технической революции и методов конструирования общего врага.
Изображение: Борис Ефимов
Так, в шарже «Заколдованный круг» Борис Ефимов показывает путаницу политических предпочтений и взглядов граждан СССР накануне развала советской империи.
Изображение: Николай Антипин
Николай Антипин посвящает несколько картин Винсенту Ван Гогу — турбулентные потоки света с картин великого голландца замазываются зловещими мазками — символами наступающей эпохи растерянности и безудержного стремления к земным благам.
Изображение: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
Великий Гойя уже в конце XVIII века обличает нравы, политические и общественные порядки. Героями его реприз были не только обычные граждане, но и представители знати и духовенства.
Изображение: Владислав Мамышев-Монро
Владислав Мамышев-Монро переодевается в лидера запрещенной в России группировки «Аль-Каида» и поет шлягер «Проводы любви». Исполнение время от времени прерывается реальной хроникой телеканала «Аль-Джазира» — художник обыгрывает обывательские страхи и показывает, как легко масс-медиа конструируют образ врага.