Архитектор — профессия творческая, но гораздо менее свободная, чем можно себе представить: масса регламентов, согласований, формальных и неформальных правил (вплоть до личных вкусов градоначальника) и, конечно, «хотелки» заказчика. Недаром столько замечательных проектов во все времена остается на бумаге.
Возможно, поэтому архитектурный конкурс Fairy Tales шестой год подряд привлекает тысячи профессионалов со всего мира. Где еще получишь премию за сказочные проекты — пусть заведомо нереализуемые, зато не скованные никакими рамками? Наоборот — чем свободнее полет фантазии, тем выше шансы на победу.
Обязательное условие конкурса — податель заявки должен придумать свой собственный несуществующий мир, рассказать историю о нем, и только потом создать визуальный образ, включающий в том числе архитектурные сооружения. «Лента.ру» отметила самые впечатляющие фантастические миры Fairy Tales-2019. Все они — каждый по-своему — пугают, и каждый предлагает собственную версию краха человечества.
Изображение: Lorena Cano Acosta and Nicolas Mendoza Ramos
Первое место досталось работе Лорены Кано Акосты и Николаса Мендосы Рамоса. из Колумбии. Их история — зарисовка, посвященная будущему Земли. В нем жители городов отгородились от окружающего мира стенами мусора, создав своего рода анклавы относительной экологической чистоты.
Изображение: Lorena Cano Acosta and Nicolas Mendoza Ramos
В этой истории есть свои мигранты — беженцы, путешествующие по загрязненным тоннами пластика морям и живущие под стенами из отходов, без возможности проникнуть в город, к другим людям.
В своей работе авторы затронули сразу две глобальных проблемы — угроза мировой экологии и вопрос беженцев, весьма актуальный как для Колумбии, так и для остального мира.
Изображение: Nick Stath
Второй приз получил австралиец Ник Стат за свою работу «Памятники прошлого». Его история — о будущем, в котором земляне, сосредоточившись на прогрессе, упустили необратимые изменения климата.
Век спустя после того, как пейзажи некогда зеленой планеты стали напоминать марсианские, люди создали искусственные заповедники, чтобы имитировать утраченную живую природу.
Изображение: Nick Stath
Герой зарисовки вместе с маленьким сыном в течение дня исследует эти памятники прошлого. Он так и не решается сказать ребенку, который в восторге спрашивает, можно ли им заночевать на искусственной траве, что памятники забронированы на много лет вперед. Ради возможности проснуться с видом на то, что лишь кажется живой природой, люди в мире Стата не жалеют никаких денег.
Изображение: Anthony D’Auria
Третий приз получил американец Энтони д’Ауриа — свою историю, как признается сам автор, он писал со смартфона, катаясь на пароме из Бруклина в Манхэттен.
Изображение: Anthony D’Auria
Мир д’Ауриа — странное будущее после экологического коллапса. Люди в нем поколениями живут на плавучей платформе, построенной для того, чтобы защитить Землю от таяния ледников и восстановить на ней пригодные для жизни условия.
Изображение: Constantinos Marcou
Помимо тройки финалистов, жюри Fairy Tales отметило еще 13 историй. Это работа грека Константиноса Марку, который описывает мир после некого «Большого взрыва», уничтожившего многие памятники культуры, в том числе Парфенон.
Изображение: Carl Ydergård
Тема катастрофы, поменявшей жизнь людей, так или иначе прослеживается во всех отмеченных жюри работах. Герой истории Карла Идергарда «Тролль», похоже, сходит с ума в пустом городе, переписываясь с Норой — видимо, раньше они были близки. Вот только Нора отвечает ему подозрительно односложно...
Изображение: Xiaoyin Xie
В мире кореянки Сяоин Кси талантливых и симпатичных детей выманивают из дома и продают в армию исполнителей K-pop — музыкальная индустрия в этой версии будущего играет большую роль в геополитической игре.
Изображение: Claudia Wainer
Свое специфическое видение влияния поп-культуры на мир и его дальнейшее развитие дается и в истории «Кухонная драма» — при участии семейства Кардашьян.
Изображение: Michael Leckie / Ryan Nelson / Jason Hall
В «рудном мире» люди давно потеряли Землю в результате экологической катастрофы и теперь, ютясь в марсианской колонии, пытаются выйти с родной планетой на связь.
Изображение: Anna Kuchera
В работе Анны Кучера апокалипсис локальный — он уничтожил всего лишь смысл жизни архитектора в современном понимании.
Изображение: Albert Orozco
В истории о проклятии Оллина древнее как мир существо с болью рассуждает и о прибытии Кортеса в Мексику, и о более поздних — в том числе современных нам — событиях.
Изображение: Ahad Almeida Sheikh
Варианты будущего в историях каждого из номинантов Fairy Tales так или иначе основаны на проблемах, с которыми может столкнуться Земля.
Изображение: Sungmin Kim / Junghun Park / Hoyoung Roh
Картины будущего человечества (все истории можно прочесть на сайте конкурса) получаются разными, но в любом случае весьма неуютными.
Изображение: Erik Bean
«Победители этого года изучают с помощью своих историй сложные вопросы, такие как миграция, загрязнение окружающей среды, изменение климата, повышение уровня моря», — прокомментировала выбор жюри Франческа Джулиани, соучредитель Blank Space, компании, шестой год подряд проводящей конкурс.
Изображение: Haley Koesters / Natalia O’Neill Vega / Daria Piekos
Именно творческое осмысление, по словам Джулиани, способно выявить проблемы, требующие неотложного решения.
Изображение: Jono Bentley Sturt
И действительно — переведенные на язык захватывающей истории, эти проблемы уже не кажутся чем-то скучным.
Изображение: Bojana Papic / Yann Junod
А их вероятные последствия, визуализированные участниками конкурса, воспринимаются как имеющие отношение лично к каждому жителю Земли.