В амстердамском музее Elliott Halls Gallery (ранее известен как Gallery Vassie) с апреля по май проходит выставка «Sheila Rocks! — от панка до попа» американского фотографа Шейлы Рок. В юном возрасте она переехала в Лондон, где ее захватил только зарождавшийся мир панк-музыки. Шейла, всюду ходившая со старой фотокамерой, стала снимать «этих странных англичан» с их фриковатыми одеяниями и агрессивными тусовками. Позднее в объектив Шейлы попали легенды британской и мировой сцены. Подвальные концерты, пьяные звезды, угар 70-х — в галерее «Ленты.ру».

Дебби Харри (группа Blondie) после концерта в Rainbow Theatre, парк Финсбери, Лондон. Ноябрь, 1977 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
Шейла Рок снимала звезд панк-рока и других музыкальных направлений на протяжении пяти десятков лет. Однако известность ей принесли именно снимки панк-сцены — в 1970 году американка переехала учиться в Лондон, где стала свидетельницей подъема панка и новой волны 70-80-х.

Сид Вишес из The Sex Pistols, клуб The Electric Ballroom, Камден, Лондон. Август, 1978 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
«Некоторые люди считают панк чем-то мрачным. Но для меня, как и для многих других, это была очень позитивная и захватывающая тусовка», — утверждала Рок.

Дэвид Боуи и Марк Болан на съемках музыкального телешоу Marc. 7 сентября, 1977 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
За свою карьеру фотограф сняла многих панк-рок-музыкантов. В ее объектив попали Билли Айдол, Дебби Харри, Крисси Хайнд, Сьюзи Сью, группы The Sex Pistols, The Damned, The Jam и The Clash, Боб Марли, Sade, U2, The Cure, Дэвид Боуи, Duran Duran, Frankie Goes to Hollywood, Sting и Мортен Харкет.

Памела Рук (Джордан) перед магазином SEX, Лондон. 1976 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
В ранних фотографиях Рок, еще не осознавая этого, запечатлела музыкантов, которые окажут невероятное влияние на музыку следующих десятилетий. «Я не была профессиональным фотографом, училась всему на ходу. Я была просто любопытной маленькой девочкой со старой фотокамерой», — вспоминала автор.

Сьюзи Сью в клубе One Hundred, Лондон. 1977 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
Первым, что привлекло фотографа в панк-сцене, была не музыка, а сумасшедшие и невиданные наряды ее участников и поклонников. «Я никогда не видела ничего подобного, да и никто раньше не видел ничего похожего на панк. У людей не было денег, и с творческим подходом они создавали что-то из ничего. Я просто ходила между ними и фотографировала, потому что была заинтригована и очарована», — рассказывала она порталу i-D.

Билли Айдол. Лондон, 1978 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
Однако Рок прославилась как фотограф панк-сцены не просто потому, что оказалась «в нужном месте в нужное время». Ее карьера началась с публикаций в журнале The FACE, после чего она снимала для звукозаписывающих лейблов, а затем ее фотографии стали появляться в журналах Vogue, Time Magazine, Elle, Glamour и Rolling Stone.

Джон Лайдон (Джонни Роттен) из Public Image Ltd, бывший вокалист The Sex Pistols, у себя дома. Лондон, 1979 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
«Панк был такой культурной силой, которая позволяла всем этим подросткам вытворять вещи, о которых они и мечтать не смели, например, собрать группу и отыграть в клубе «Рокси» — при том что они все еще учились в школе».

Дебби Харри. Холланд-парк, Лондон. 1977 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
«Сегодня я оглядываюсь назад и понимаю, что мои снимки захватили тот самый дух времени. Панк изменил лицо моды и музыки, и я имела честь стать частью этого», — рассказывала она.

Сьюзи Сью. Лондон, февраль 1979 года
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
«Я снимала почти все главные панк-концерты 80-х и собрала обширный архив. У меня даже портфолио на тот момент еще не было, а журналы и группы уже звали меня на фотосессии, потому что считали меня крутой и хвалили мой стиль. Но к концу 80-х я поняла, что хочу заниматься чем-то еще», — вспоминала Рок.

Шинейд О'Коннор. Лондон, 1990 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
Став постоянным фотокорреспондентом Vogue, Рок переключилась на звезд других музыкальных жанров. В ее объектив попали звезды новых музыкальных течений. Впоследствии эти снимки исполнителей сами стали культовыми и известными всему миру.

Шаде Аду (Sade). Лондон, 1982 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
В начале 1990-х Рок решила, что ее тяготит звание «музыкального» фотографа, однако изменить профессиональное направление оказалось сложнее, чем она думала. «Я ненавижу, когда меня относят к какому-то направлению. Поэтому в ранние 90-е я приняла сознательное решение заняться другой фотографией. Но в Великобритании это было очень трудно — все ждали, что я буду снимать музыкантов. Мой успех, достигнутый в 80-х, мешал мне развивать свое портфолио», — делилась она в интервью для ливерпульского фестиваля фотографии LOOK/15.

Боб Марли. Живое выступление в Великобритании, 1978 год
Фото: Sheila Rock / ElliottHalls Gallery, Amsterdam
«Мне пришлось переехать в Милан, чтобы сбросить с себя этот ярлык», — вспоминала Рок. Позже она увлеклась портретной и пейзажной фотографией, снимала побережья Великобритании, тибетских монахов, лошадей и многое другое.