В московском Мультимедиа Арт Музее с 5 июня по 21 июля проходит выставка Франка Орвата «Дом пятнадцати ключей» — огромная ретроспектива классика и революционера мировой фотографии, который в пятидесятых одним из первых привнес в работу для модных изданий и дизайнеров принципы уличной репортажной съемки, а впоследствии на протяжении охватившей более семи десятилетий карьеры не раз и не два перепридумывал свой стиль заново, реагируя на перемены как мира вокруг, так и доступных фотографам технологий. В галерее «Ленты.ру» — некоторые из лучших работ живущего в Париже, но считающего себя гражданином мира Франка Орвата.
![Орват не раз говорил, что в начале карьеры неоценимое влияние на его стиль оказал великий фотограф Анри Картье-Брессон — это он посоветовал выросшему в Италии выходцу из семьи врачей сменить более громоздкую камеру на маленькую Leica и отправиться в путешествие по Азии, снимки из которого и принесли Орвату первую известность. В 1955-м молодой фотограф обосновался в Париже и уже там заслужил статус революционера и классика жанра.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142323291/preview_e676215732629e86d954a34f4f868024.jpg)
«Парочка», набережная Лувра, Париж, 1955
Фото: Frank Horvat
Орват не раз говорил, что в начале карьеры неоценимое влияние на его стиль оказал великий фотограф Анри Картье-Брессон — это он посоветовал выросшему в Италии выходцу из семьи врачей сменить более громоздкую камеру на маленькую Leica и отправиться в путешествие по Азии, снимки из которого и принесли Орвату первую известность. В 1955-м молодой фотограф обосновался в Париже и уже там заслужил статус революционера и классика жанра.
![Для специального проекта The Guardian «Мой лучший кадр» Орват выбрал именно этот снимок — сделанный им в парижском борделе Le Sphynx в 1956-м. По впечатлениям Франка, Париж 1950-х разительно отличался от того романтического, идеализированного образа, который складывался в работах фотографов-гуманистов: «Это был бедный, запущенный город. О районе Пигаль пели песни и сочиняли стихи, но это было злачное, грязное место».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142339614/preview_12839be6a2a1eb5fd5d6e2834655a23f.jpg)
«Сфинкс», Париж, 1956
Фото: Frank Horvat
Для специального проекта The Guardian «Мой лучший кадр» Орват выбрал именно этот снимок — сделанный им в парижском борделе Le Sphynx в 1956-м. По впечатлениям Франка, Париж 1950-х разительно отличался от того романтического, идеализированного образа, который складывался в работах фотографов-гуманистов: «Это был бедный, запущенный город. О районе Пигаль пели песни и сочиняли стихи, но это было злачное, грязное место».
![В 1955-м Орват провел несколько месяцев в Лондоне, где создал серию фоторепортажей, в которых ухитрился уловить парадоксы английского образа жизни. На его снимках хорошо видно, как тесно английский консерватизм переплетен с неизбывной эксцентрикой обитателей британской столицы.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142356037/preview_5ff37695701b2f0eabe45ab8dfd7fd20.jpg)
«Мате и Ягуар», Лондон, 1955
Фото: Frank Horvat
В 1955-м Орват провел несколько месяцев в Лондоне, где создал серию фоторепортажей, в которых ухитрился уловить парадоксы английского образа жизни. На его снимках хорошо видно, как тесно английский консерватизм переплетен с неизбывной эксцентрикой обитателей британской столицы.
![В 1956-м Орват по заказу американского агентства создал цикл фотографий о ночной жизни Парижа для мужских журналов — в итоге в его объектив попали не воображаемые гламур и лоск города, который всегда с тобой, а противоречивая, часто неприглядная жизнь еще не оправившейся от войны французской столицы.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142350514/preview_0bd2a991d140704d8fdc2e9a43cc8b88.jpg)
«Проститутка в полицейском фургоне», Париж, 1956
Фото: Frank Horvat
В 1956-м Орват по заказу американского агентства создал цикл фотографий о ночной жизни Парижа для мужских журналов — в итоге в его объектив попали не воображаемые гламур и лоск города, который всегда с тобой, а противоречивая, часто неприглядная жизнь еще не оправившейся от войны французской столицы.
![Название своей ретроспективы «Дом пятнадцати ключей» Орват объясняет так: «Мой эклектизм имел свои минусы. Некоторые сомневались в моей искренности. Некоторые утверждали, что у моих работ нет собственного стиля, "как будто они сделаны 15 разными авторами". Поэтому я перебрал все свои снимки (вернее, все те, что сохранились) в поиске общего знаменателя. Но я нашел не один, а 15, которые просматриваются (так или иначе) на протяжении всех этих лет. Я назвал их ключами».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142409518/preview_cc95b9570978bf013371e1563f934d51.jpg)
«Туфельки и Эйфелева башня», фото для журнала Stern, Париж, 1974
Фото: Frank Horvat
Название своей ретроспективы «Дом пятнадцати ключей» Орват объясняет так: «Мой эклектизм имел свои минусы. Некоторые сомневались в моей искренности. Некоторые утверждали, что у моих работ нет собственного стиля, "как будто они сделаны 15 разными авторами". Поэтому я перебрал все свои снимки (вернее, все те, что сохранились) в поиске общего знаменателя. Но я нашел не один, а 15, которые просматриваются (так или иначе) на протяжении всех этих лет. Я назвал их ключами».
![Одним из любимых приемов Орвата на протяжении всей его карьеры был поиск в обыденных, повседневных ситуациях подспудного гротеска и абсурда, благодаря чему его фотографии часто преисполнены почти фантастического символизма.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142414981/preview_936f1ff19a0d35224a22f836332ae44a.jpg)
Манчестерский канал, 1955
Фото: Frank Horvat
Одним из любимых приемов Орвата на протяжении всей его карьеры был поиск в обыденных, повседневных ситуациях подспудного гротеска и абсурда, благодаря чему его фотографии часто преисполнены почти фантастического символизма.
![Орват, как он признался в недавнем интервью порталу Artnet, считает себя самым неизвестным знаменитым фотографом — зато он убежден, что его фотографии, основанные на интересе к реальной жизни, а не павильонных экспериментах, никогда не выйдут из моды.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142426180/preview_92a318e0e499ab81222c5a34c74922b0.jpg)
«Танцующая пара», Лондон, 1959
Фото: Frank Horvat
Орват, как он признался в недавнем интервью порталу Artnet, считает себя самым неизвестным знаменитым фотографом — зато он убежден, что его фотографии, основанные на интересе к реальной жизни, а не павильонных экспериментах, никогда не выйдут из моды.
![Когда в середине 1950-х Орват — по его словам, ради заработка — обратится к жанру фэшн-фотографии, ключевым элементом его метода станет выбор моделей. Причем, как говорит фотограф, нередко решение о приглашении модели на съемку он будет принимать еще до личной встречи, по звуку женского голоса во время телефонного разговора.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142519588/preview_e11d1679c0001e1e8f5ea61a0ca54d45.jpg)
Елена, Лугано, 1945
Фото: Frank Horvat
Когда в середине 1950-х Орват — по его словам, ради заработка — обратится к жанру фэшн-фотографии, ключевым элементом его метода станет выбор моделей. Причем, как говорит фотограф, нередко решение о приглашении модели на съемку он будет принимать еще до личной встречи, по звуку женского голоса во время телефонного разговора.
![В начале 1960-х уже сделавший себе имя в репортажной и модной фотографии Орват обратился к жанру фотожурналистики и совершил кругосветное путешествие, снимки из которого печатал немецкий журнал Revue.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142436031/preview_fd3c34277598a8fd819dc06fe6a5c2e8.jpg)
«Тренировка спасателей», Сидней, 1963
Фото: Frank Horvat
В начале 1960-х уже сделавший себе имя в репортажной и модной фотографии Орват обратился к жанру фотожурналистики и совершил кругосветное путешествие, снимки из которого печатал немецкий журнал Revue.
![По словам Орвата, именно эта фотография, сделанная для журнала JDM, принесла ему больше всего денег, став его самым известным в фэшн-индустрии снимком. Впрочем, он признается, что не питает к этому кадру большой любви — хотя бы потому, что его идея полностью принадлежит арт-директору издания.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142534876/preview_b4e994408158554ba5f923de58ddd4e5.jpg)
Шляпка Givenchy, Париж, 1958
Фото: Frank Horvat
По словам Орвата, именно эта фотография, сделанная для журнала JDM, принесла ему больше всего денег, став его самым известным в фэшн-индустрии снимком. Впрочем, он признается, что не питает к этому кадру большой любви — хотя бы потому, что его идея полностью принадлежит арт-директору издания.
![По злой иронии, в 1980-х Франк Орват продолжительное время страдал от заболевания глаз. Из-за невозможности снимать он осуществил один из самых интересных своих проектов — сделал серию интервью с другими великими фотографами: Робером Дуано, Йозефом Куделкой, Эдуаром Буба, Хельмутом Ньютоном, Сарой Мун, Доном МакКаллином.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142542429/preview_836a82c3b96f17169bdc3fb83ad19955.jpg)
«Операция на глазу», Париж, 1960
Фото: Frank Horvat
По злой иронии, в 1980-х Франк Орват продолжительное время страдал от заболевания глаз. Из-за невозможности снимать он осуществил один из самых интересных своих проектов — сделал серию интервью с другими великими фотографами: Робером Дуано, Йозефом Куделкой, Эдуаром Буба, Хельмутом Ньютоном, Сарой Мун, Доном МакКаллином.
![Орват отрицает тот факт, что фотография принадлежит к числу визуальных искусств: «По-моему, фотография куда ближе к поэзии — ну или как минимум некоторым ее видам, например, хайку».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142755409/preview_c04b39383e7ddd3212a34c08f304c984.jpg)
«Девочка и кукла», Нью-Йорк, 1961
Фото: Frank Horvat
Орват отрицает тот факт, что фотография принадлежит к числу визуальных искусств: «По-моему, фотография куда ближе к поэзии — ну или как минимум некоторым ее видам, например, хайку».
![Несмотря на то что Франк Орват считается революционером фэшн-фотографии, сам он долгое время своей работы для модной индустрии стыдился, считая, что в лучшем случае служит интересам дизайнеров, а самостоятельно высказываться ему удается только в фотожурналистике: «Я считал фэшн-фотографию проституцией». Только по прошествии десятилетий он, по его словам, начал ценить некоторые из своих работ в этом жанре.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142802606/preview_3a402d1d34d196c3faee8a9e4cd107b6.jpg)
Коко Шанель подглядывает за показом своей коллекции, Париж, 1958
Фото: Frank Horvat
Несмотря на то что Франк Орват считается революционером фэшн-фотографии, сам он долгое время своей работы для модной индустрии стыдился, считая, что в лучшем случае служит интересам дизайнеров, а самостоятельно высказываться ему удается только в фотожурналистике: «Я считал фэшн-фотографию проституцией». Только по прошествии десятилетий он, по его словам, начал ценить некоторые из своих работ в этом жанре.
![Выбор снимков для охватившей всю карьеру Орвата ретроспективы «Дом пятнадцати ключей» определялся не столько темой, жанром или объектом съемки, сколько собственными чувствами фотографа — тем, насколько личным получился его контакт со сделанным десятилетия назад кадром.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142815881/preview_21730b8d8814fbb9ae28b18e5be24f4a.jpg)
«Стерильное собрание», Токио, 1963
Фото: Frank Horvat
Выбор снимков для охватившей всю карьеру Орвата ретроспективы «Дом пятнадцати ключей» определялся не столько темой, жанром или объектом съемки, сколько собственными чувствами фотографа — тем, насколько личным получился его контакт со сделанным десятилетия назад кадром.
![Орват говорит, что каждое десятилетие язык его фотографии менялся — более того, был разным в зависимости от жанра съемки и ее заказчика. При этом он признает, что самыми популярными считаются его снимки, сделанные в шестидесятых.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142821669/preview_77331b41c2145a35579247883e3df318.jpg)
«Пара», Варшава, 1963
Фото: Frank Horvat
Орват говорит, что каждое десятилетие язык его фотографии менялся — более того, был разным в зависимости от жанра съемки и ее заказчика. При этом он признает, что самыми популярными считаются его снимки, сделанные в шестидесятых.
![Главной инновацией Орвата в фэшн-фотографии считается вывод моделей из павильона на улицы — это решение приветствовали кутюрье, творения которых таким образом оказались в контексте повседневной жизни. Сам же фотограф говорит следующее: «Ричард Аведон снимал моду на улицах до меня. А до войны это делал Мартин Мункачи. Но, в отличие от меня, они не добивались от моделей подлинных, личных чувств на снимках. Это не значит, что я обязательно хотел переспать с этими женщинами. Иногда — да, но нечасто».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142842000/preview_196396505126c0e1bacd6caeb38e8c96.jpg)
«Моник Дутто у выхода из метро», Париж, 1959
Фото: Frank Horvat
Главной инновацией Орвата в фэшн-фотографии считается вывод моделей из павильона на улицы — это решение приветствовали кутюрье, творения которых таким образом оказались в контексте повседневной жизни. Сам же фотограф говорит следующее: «Ричард Аведон снимал моду на улицах до меня. А до войны это делал Мартин Мункачи. Но, в отличие от меня, они не добивались от моделей подлинных, личных чувств на снимках. Это не значит, что я обязательно хотел переспать с этими женщинами. Иногда — да, но нечасто».
![«Если бы я мог начать жизнь заново, то стал бы писателем, а не фотографом», — признается Орват.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142856227/preview_ece0a79dfcf29138ba5fd9e40b9f4922.jpg)
«Автопортрет на рынке Брик Лейн», Лондон, 1955
Фото: Frank Horvat
«Если бы я мог начать жизнь заново, то стал бы писателем, а не фотографом», — признается Орват.
![В отличие от многих коллег, Орват приветствовал каждую инновацию в фотографии: он работал с цветом уже в 1950-х, в 1970-х перешел на цифровую съемку, в 1990-х открыл для себя Photoshop и компьютерные технологии, а сейчас экспериментирует с социальными сетями — ежедневно выкладывает в Facebook диптих из двух снимков, тем самым подталкивая подписчиков найти нечто, их соединяющее.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142904925/preview_f8ad57d741056e9798830f43b009d83b.jpg)
Джерба, Тунис, 1965
Фото: Frank Horvat
В отличие от многих коллег, Орват приветствовал каждую инновацию в фотографии: он работал с цветом уже в 1950-х, в 1970-х перешел на цифровую съемку, в 1990-х открыл для себя Photoshop и компьютерные технологии, а сейчас экспериментирует с социальными сетями — ежедневно выкладывает в Facebook диптих из двух снимков, тем самым подталкивая подписчиков найти нечто, их соединяющее.
![«Чем больше дистанция, отделяющая от какого-то временного периода, тем интереснее он кажется. Впрочем, возможно, в первые десятилетия карьеры у меня просто было больше вдохновения», — оглядывается назад Орват.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142922862/preview_1e7f1eaebc419e0885a27d1788a48ab0.jpg)
«Медосмотр в военной академии», Каир, 1962
Фото: Frank Horvat
«Чем больше дистанция, отделяющая от какого-то временного периода, тем интереснее он кажется. Впрочем, возможно, в первые десятилетия карьеры у меня просто было больше вдохновения», — оглядывается назад Орват.
![В 50-х и 60-х, по воспоминаниям Орвата, женщины, считавшиеся красивыми, встречались реже, чем сейчас. Впрочем, как признается фотограф, красота современных женщин кажется ему во многом стереотипической.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142915167/preview_5b4232b98eb0971ea6983f836b62db17.jpg)
«Проба модной съемки с Мате», Милан, 1950
Фото: Frank Horvat
В 50-х и 60-х, по воспоминаниям Орвата, женщины, считавшиеся красивыми, встречались реже, чем сейчас. Впрочем, как признается фотограф, красота современных женщин кажется ему во многом стереотипической.
![Орват говорит, что во многом завидует писателям и режиссерам, потому что у них куда больше возможностей рассказать историю, чем у фотографов. Поэтому среди его любимых работ — те, что были сделаны в рамках специальных фотоисторий, как, например, посвященный Хичкоку цикл снимков для Vogue.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/06/14/14/20190614142910851/preview_b893f7a8d39e693f74a0268c90270104.jpg)
Фото для спецвыпуска Vogue France о Хичкоке, Париж, 1974
Фото: Frank Horvat
Орват говорит, что во многом завидует писателям и режиссерам, потому что у них куда больше возможностей рассказать историю, чем у фотографов. Поэтому среди его любимых работ — те, что были сделаны в рамках специальных фотоисторий, как, например, посвященный Хичкоку цикл снимков для Vogue.