3 июля в чикагской галерее современной фотографии Catherine Edelman Gallery завершится выставка самого странного фотографа из ныне живущих — 79-летнего американца Джоэла-Питера Уиткина. В его работах темы святости и смерти выражаются при помощи трупов, деформированных тел и секс-работниц. Для съемок автор использует оторванные головы, руки и человеческие плоды, которые на фотографиях превращаются в элементы картин классической живописи. Благодаря этим работам Уиткин надеется надолго остаться в истории человечества и даже установить новые стандарты морали и культурных ориентиров. Жуткие изображения, от которых по какой-то тревожной причине сложно оторвать глаза — в галерее «Ленты.ру».

«Плоды моей амнезии», 1996 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Объяснять, почему Уиткина считают одним из самых неоднозначных фотохудожников нашего времени, не приходится — его работы говорят сами за себя, причем выделяются они как объектами съемки, так и ее стилем. Автор говорит, что постобработке фотографий уделяет столько же времени и сил, сколько работе в студии, если не больше, изучая каждый квадратный сантиметр изображения.

«Изобилие», 1997 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Уиткин намеренно повреждает негативы, высветляет или тонирует изображения. Подобными экспериментами он заинтересовался после того, как ему попался амбротип XIX века с женщиной и ее бывшим возлюбленным, лицо которого было выцарапано из изображения.

«Урожай», 1984 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Уиткин — из тех художников, которые не боятся делать политические заявления. «Все мы — политические жертвы. Со временем у нас остается все меньше и меньше власти, особенно в современных Штатах», — рассказывал он в одном из интервью.

«Мунк в Мексике», 1994 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Своим любимым художником автор называет итальянца Джотто ди Бондоне, основоположника эпохи Проторенессанса и отца западного изобразительного искусства. При всем парадоксальном сочетании форм и элементов в работах Уиткина, фотограф отказывается причислять себя к сюрреалистам, утверждая, что не разделяет взгляды художников этого течения.

«Религия корысти», 2012 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Джоэл-Питер Уиткин родился в 1939 году в Бруклине, Нью-Йорк, в семье иудея и католички. У него есть брат-близнец Джером, занимающийся реалистичной живописью. Фотографировать Джоэл-Питер начал в подростковом возрасте. В 1961 году его призвали в армию, и он служил фотографом во время войны во Вьетнаме. В его обязанности входила съемка трупов солдат, совершивших суицид или погибших во время тренировок.

«Плот Джорджа Буша-младшего», 2006 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
По словам фотографа, идеи, которые он в итоге стал реализовывать в своих работах, начали приходить к нему еще в раннем детстве, после того как он стал свидетелем автокатастрофы в его дворе. Мать вела его с братом в церковь, когда неподалеку от них столкнулись три машины, все — с семьями внутри.

«Лицо женщины», 2004 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
«Я стоял на обочине, когда что-то выскочило из перевернувшейся машины и подкатилось ко мне. Это оказалась голова маленькой девочки. Я нагнулся, чтобы дотронуться до нее и поговорить с ней, но меня унесли раньше, чем я успел это сделать», — рассказывал автор.

«Сиамские близнецы»,1988 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Часто в работах Уиткина фигурируют инвалиды и люди с нестандартной внешностью. Он родился в Бруклине, Нью-Йорк, и в детстве с братом-близнецом часто ходил на Кони-Айленд в «Цирк уродов», чтобы сфотографировать работающих там артистов. «Зазывала у входа постоянно говорил посетителям: "Если не будете вести праведную жизнь, ваши дети будут рождаться такими же". Жестокое, идиотское и примитивное убеждение, — вспоминал фотограф. — Слава Богу, цирка уродов больше не существует».

«Пара в век морального релятивизма», 2015 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Уиткин подчеркивает, что не использует объекты своих съемок, а «работает с ними», указывая, видимо, на отказ эксплуатации облика в своих фотографиях. По его словам, этот принцип применителен как к людям, так и к их останкам и предметам быта.

«Автопортрет», 1984 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Христианские мотивы часто встречаются в фотографиях Уиткина, зачастую в провокационном обрамлении. Как рассказывал сам автор, одна из самых скандальных его работ посвящена абортам и создана по мотивам стихотворения Уистена Хью Одена «Я вышел раз под вечер», а именно — строчки «Ледник из шкафа дышит», послужившей названием для снимка. Уиткин изобразил Христа при помощи обезглавленного трупа, а рядом поместил человеческий плод. Сам он называет себя противником абортов.

«Рассказ русалки», 2018 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
«Я убежден, что жизнь начинается с зачатия и что у нас есть души. Как мать может разрушить жизнь в своем теле? Процесс аборта заключается в том, чтобы резать и разрушать плод, и мать это осознает. Это форма убийства человека, которую я не поддержу», — заявлял Утикин в интервью журналу Loenke в 2016 году.

«Природа наблюдает за смертью Авеля», 2016 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Работа фотографа начинается, разумеется, с идеи, которую он затем зарисовывает на бумаге, а после — длительное время работает с изображением, добавляя или убирая элементы. В год Уиткин снимает от десяти до двенадцати фотографий, никогда не работает в сериях, а в съемке ему помогает один постоянный ассистент.

«Проститутка (Берлин)», 2006 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
Обработка снимков занимает у Уиткина от нескольких недель до нескольких месяцев. Получившееся в итоге произведение он называет изображением внутри фотографии. Автор самостоятельно занимается печатью — и для него этот процесс отнюдь не механический.

«Интермедия», 1993 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
«Я делаю фотографии, чтобы понять самого себя. Мои творения — свидетельство моего роста как человека, художника, души. Я хочу, чтобы меня запомнили, как икону фотографии, чьи работы установили новые художественные, интеллектуальные и моральные стандарты».

«Выходной плачущей женщины», 2017 год
Фото: Joel-Peter Witkin / image courtesy Catherine Edelman Gallery, Chicago
По словам Уиткина, быть художником — одновременно борьба и великое утешение: «Совсем немногие сделают истинный и значимый вклад в развитие человечества. Те, кто пытается выработать оригинальное и всеобъемлющее видение времени при помощи таланта, смелости и больших усилий, станут знатоками и экспертами в искусстве и в жизни Но даже это не гарантирует, что их работы не забудутся. И в этом заключается великая тайна искусства».