В Москве на 82-м году жизни скончалась Алла Покровская — народная артистка РСФСР, которая не так много снималась в кино, зато была настоящей легендой столичной театральной сцены. Она сыграла десятки ролей на сцене «Современника» и МХТ имени Чехова, а в качестве преподавателя актерского мастерства воспитала в школе-студии МХАТ сотни популярных и известных артистов. Родившаяся в семье театральных режиссеров Алла Покровская и сама была главой звездной династии: ее мужем был великий актер и режиссер Олег Ефремов. Популярный современный артист Михаил Ефремов — ее сын, а Никита Ефремов — внук.
Фото: Александр Гладштейн / РИА Новости
Большая часть театральной карьеры Аллы Покровской прошла на сцене «Современника». Поступив в труппу театра сразу после школы-студии МХАТ в 1959-м, она прослужила в нем 45 лет и осталась в «Современнике», даже когда возглавлявший его супруг Покровской Олег Ефремов ушел во МХАТ.
Фото: Галина Кмит / РИА Новости
Покровская и Ефремов были в браке полтора десятилетия, но прожили вместе всего восемь лет. У них родился ставший актером сын Михаил. «Музой Ефремова я не была. Он ко мне хорошо относился, потому что я была приличным человеком. Во всяком случае, я ему не мешала. Я его боготворила как учителя, актера, режиссера и боготворю до сих пор как человека духа конечного поиска, преодоления себя и того, что происходит вокруг. Брак был столь непродолжителен, что преувеличивать его значение в нашей жизни не стоит», — вспоминала потом Покровская в интервью газете «Культура».
Фото: РИА Новости
Из-за занятости в театре и преподавательской работы Покровская сыграла не так много больших ролей в кино — причем многие из них в дуэте с Олегом Ефремовым (как в картине Леонида Аграновича «Свой» и фильме самого Ефремова «Строится мост»). Одно из немногих исключений — роль Ольги Сергеевны в картине Вадима Абдрашитова «Охота на лис», замечательной драме, во многом запечатлевающей тотальное психологическое напряжение, подспудно пронизывающее советскую жизнь на рубеже 1980-х.
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Своей главной профессией Алла Покровская считала преподавание — она воспитала сотни актеров и считалась лучшим педагогом в школе-студии МХАТ. «С первого же дня мы поняли, что Алла Покровская — не просто педагог, но еще и уникальный слухач и нюхач в профессии. Она каким-то образом знает, что может случиться с актером через пять минут, через месяц и через год», — вспоминал обучение у нее актер и режиссер Роман Козак.
Фото: ТАСС
В последнее десятилетие жизни Алла Покровская почти не снималась, сделав исключение только для Петра Буслова, в фильме которого «Высоцкий. Спасибо, что живой» она сыграла мать Владимира Высоцкого.
Фото: Александр Куров / ТАСС
В 2004 году Покровская ушла из «Современника» и вошла в труппу МХТ имени Чехова. Первой большой работой в новом театре стала для нее роль Акулины Ивановны в спектакле Кирилла Серебренникова «Мещане» по пьесе Максима Горького. Присутствие актрисы на сцене было таким мощным, что критики писали о том, что именно Покровская соединяет старшее и молодое поколение отечественного театра.
Фото: Валерий Левитин / «Коммерсантъ»
«Вслух она меня ни за что не хвалила. Но я предполагаю, что маме понравилось, как я сыграл Петю Копейкина в детском фильме «Когда я стану великаном». Точнее, я прочитал восхищение и надежду в ее глазах. А было мне тогда 14 лет», — так Михаил Ефремов рассказывал «Вечерней Москве» о том, что его единственным и главным критиком всегда была мама.
Фото:Вячеслав Прокофьев / ТАСС
«У меня счастливая неспособность сохранять в памяти негатив — возможно, это подсознательный способ самосохранения. Поэтому в моей жизни обид было очень мало, а получала я от людей очень многое», — говорила Покровская о своей жизни еще в 2005 году.