В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер до 1 сентября продолжается выставка «Магия Мецнер» — первая российская ретроспектива одной из главных звезд американской глянцевой фотографии ХХ века Шейлы Мецнер. За охватившую пять десятилетий карьеру она прошла путь от одной из первых востребованных женщин-фотографов до общепризнанной живой легенды, чей вклад в развитие как фэшн-съемки, так и фотоискусства неоценим. Сейчас Мецнер 80 лет — она продолжает выставляться по всему миру, а два года назад опубликовала книгу «Из жизни» с тремя сотнями лучших снимков за полвека, многие из которых выставлены и в Москве. В галерее «Ленты.ру» — избранные работы Мецнер.

Ким Бейсингер. Африка, 1988
Фото: Sheila Metzner
За свою полувековую карьеру Мецнер сняла портреты множества селебрити от кино, моды и светской жизни и поработала с самыми престижными мировыми изданиями — но полноценной звездой фотографии ее сделали не герои и не заказы, а узнаваемый и почти не поддающийся имитации стиль, в котором читается стремление расширить территорию экспрессии в рамках кадра.

Джоко. Страсть, 1985
Фото: Sheila Metzner
В некоторой экзальтированности, неизменно присутствующей на фотографиях Мецнер — будь то в контрасте цвета или игре света и тени, в интересе к драматизму мизансцены и особенно в позах моделей — чувствуется как плодотворное влияние классической живописи, так и развитие идей творивших в начале XX века отцов современной фотографии, начиная с пикториалистов и заканчивая Ман Рэем.

Тильда Суинтон, 2000
Фото: Sheila Metzner
«Фотография по сути своей — это своего рода магия…Изображение, пойманное в мои сети, мою темную коробку, живо. Оно вечно, оно бессмертно», — рассказывает Мецнер о своем глубоко духовном, почти религиозном понимании фотографии как искусства.

Ума. Платье от модного дома Jean Patou, 1986
Фото: Sheila Metzner
Верность собственному стилю и структурный, фундаментальный подход к медиуму фотографии не мешали Мецнер реализовываться в самых разных жанрах и форматах: от портретов звезд вроде Умы Турман до снимков ее мужа и дочерей, от рекламных фотоисторий для модного глянца до глубоко интимных, камерных натюрмортов и пейзажей.

Поцелуй. Fendi, 1986
Фото: Sheila Metzner
Еще до фотографии Мецнер сделала успешную — и почти невероятную для беззастенчиво сексистских реалий рынка труда в середине ХХ века — карьеру в рекламном бизнесе. На протяжении 13 лет после окончания колледжа она была арт-директором знаменитого агентства Doyle Dane Bernbach — и одной из первых женщин с таким статусом и влиянием в рекламной индустрии. За эти годы она также родила и вырастила пятерых детей — и не переставала фотографировать. В 1978-м ее снимок будет отобран на эпохальную выставку современной американской фотографии в MoMA — и уже скоро она будет нарасхват у брендов уровня Fendi и Valentino, в новом качестве создателя уже не слоганов и кампаний, но кадров, образов и фотогении.

Грейс Коддингтон, 1980
Фото: Sheila Metzner
В 1980 году, вскоре после успеха на выставке в MoMA и первой персональной выставки, Шейлу Мецнер и ее талант оценила вся элита американского глянца: ей заказывали портреты, рекламу и фотоистории журналы в диапазоне от Vanity Fair до Rolling Stone. Влиятельный во все времена Vogue пошел еще дальше и подписал с Мецнер эксклюзивный контракт на восемь лет — что ж, открыв для себя мир модной фотографии, она, по мнению критика Кэрол Скуайрз, немедленно его изменила: «В эпоху, когда фэшн-фото зациклилось на стерильности или, напротив, имитации спонтанности, Мецнер исповедовала пышность, экспрессию, игру с идеями и историями — и по ее примеру включила воображение вся индустрия».

Рука, обвитая змеей, 1994
Фото: Sheila Metzner
В то время, когда другие первые лица американской и мировой фотографии сопротивлялись съемке в цвете, считая ее несовместимой с настоящим искусством, Мецнер, напротив, одной из первых стала экспериментировать с новыми технологическими возможностями — но на своих условиях: она не раз говорила, что ей нужны особенные, интенсивные, но мягкие тона. Этого эффекта помогло добиться сотрудничество с легендарной семьей парижских печатников Фрессонов, с конца XIX века пользующихся уникальным методом фотопечати — который придавал кадрам Мецнер свойства почти живописной текстуры.

Роберт Мэпплторп, 1984
Фото: Sheila Metzner
Мецнер всю карьеру старалась уворачиваться от ярлыков и не давала загонять себя в рамки: «Мне не нравится, когда меня провозглашают фэшн-фотографом — и при этом меня всегда интересовал феномен костюма, одежды. С самого детства, наверное: принцы в сказках ведь всегда носят абсолютно потрясающие наряды. Принцессы тоже».

Сигурни Уивер, 1985
Фото: Sheila Metzner
Мецнер на протяжении всей карьеры связывала особенная связь с кино — она снимала для американских журналов почти все значимые фигуры Голливуда и кинобогемы 1980-х. Для многих из них портреты авторства Мецнер надолго остались самыми иконическими, расхожими образами.

Uomo. Fendi, 1988
Фото: Sheila Metzner
Самой точной иллюстрацией своей страсти к рассказыванию историй посредством фотографии Мецнер не раз называла работы, сделанные для кампании ароматов Fendi, — в которых она, пусть и на заказ, но элегантно и лаконично переосмыслила миф о Пигмалионе и Галатее через смену гендерных ролей. На рекламе женского парфюма девушка одаряла своим поцелуем античную статую — чтобы каменный юноша оживал уже на рекламе мужского аромата.

«Аромат. Ар-деко», 1984
Фото: Sheila Metzner
Работы Мецнер входят в коллекции всех важнейших музеев современного искусства на Западе — включая нью-йоркские Metropolitan и MoMA. Высоко почитаются в мире фотографии и ее четыре монографии: выигравшие несколько престижных наград «Объекты желания», «Цвет Шейлы Мецнер», «Земля унаследованная» с пейзажами и фото из путешествий американки и «Форма и мода», в которой она собрала ключевые кадры за двадцать лет работы с модной индустрией.

Дэвид Линч, 1988
Фото: Sheila Metzner
Мецнер, как будто успевшая вместить в одну жизнь сразу несколько, никогда не скрывала, что ее интересы и увлечения простираются и за пределы фотографии: она не только обожала кино, но и неоднократно работала на киноплощадках, запечатлевая съемочный процесс изнутри. Среди режиссеров, открывших Мецнер изнанку своего кино и себя самого, был и Дэвид Линч — она снимала его, пока он снимал «Диких сердцем».

Ума. Немецкий Vogue, 1992
Фото: Sheila Metzner
«Когда я начинала фотографировать, мне постоянно говорили, что фотография мертва, и что очень глупо с моей стороны ввязываться в это дело. Я же думала: "Как она может быть мертва, если я жива?" Фотография сделала мою жизнь невероятным, экстраординарным путешествием», — когда Мецнер говорит о фотографии, то это прежде всего разговор о взаимной любви.