14-й фестиваль американского кино Amfest стартует 24 сентября в Москве, чтобы затем охватить еще пару десятков российских городов. В программе смотра есть премьеры как студийных блокбастеров, так и авторских хитов — но в целом она, как и каждый год, представляет более чем репрезентативную подборку и состояния американской киноиндустрии, и самых горячих точек американской жизни как таковой. От «Джокера» до «Арахисового сокола», от исповедальных кинопортретов до хорроров с рептилиями — «Лента.ру» рассказывает о 10 главных фильмах «Амфеста».
Полное расписание можно посмотреть на официальном сайте фестиваля.
Кадр: фильм «К звездам»
Один из самых спектакулярных фильмов года — первая космическая одиссея в карьере Джеймса Грэя, одного из главных и самых последовательных в современном кино исследователей поэтики семейных уз и родственных связей. В «К звездам» Грэй отправляет — по маршруту через гонки на лунных багги и марсианские психохроники — в окрестности Нептуна Брэда Питта: тот ищет спасение человечества, но в первую очередь — родного отца.
Визуальная сложность каждого кадра вступает в интересный контраст с практически библейской универсальностью замысла — космос по Грэю становится пространством для решения базовых вопросов об отцах и сыновьях как богах и богоборцах.
Кадр: фильм «Джокер»
Один из гарантированных зрительских хитов сезона уже заслужил легитимность и на уровне серьезного кино, выиграв главный приз на недавнем Венецианском фестивале. По меркам голливудского комикса эта история становления зла — на примере уличного клоуна-лузера, обратившегося в трикстеры-террористы, — действительно отличается особенным чувством глубины мизансцены и еще более редким идеологическим цинизмом.
Другое дело, что выйти за рамки комиксного шаблона всерьез «Джокер» так и не решается: это кино упаковывает свои мрачняк и подражания Скорсезе в откровенно детскую, несильно изобретательную структуру.
Кадр: фильм «Они ползут за тобой»
Одним из самых действенных ходов в американском кино остается скрещивание принципиально различных жанров — именно такое осуществляют режиссеры «Они ползут за тобой» Поултон и Сэвидж, соединяя в одной картине хоррор о ядовитых рептилиях и драму о религиозном сообществе сектантского толка. И конечно, как бы угрожающе ни извивались ползучие гады в руках проповедников-фанатиков, территорией подлинного напряжения здесь становится невинная душа девушки, живущей в коммуне змеедержателей и разрывающейся между любовью и верой.
Кадр: фильм «Прощание»
После прошлогоднего успеха «Безумных богатых азиатов» американское кино теперь демонстрирует, что вполне способно выдавать и более вдумчивые и благородные фильмы о драмах своих многочисленных диаспор. Повествующее о поездке семьи нью-йоркских китайцев на историческую родину к смертельно больной бабуле-матриарху «Прощание» обнаруживает в разрыве поколенческом и географическом материал, достаточно богатый и для душевной комедии, и для вполне выстраданной трагедии.
Кадр: фильм «Томмазо»
Абель Феррара, режиссер, в своем творческом и личном буйстве породивший немало эффектных и уникальных героев американского экрана — от убийцы с электродрелью до плохого лейтенанта — в своем новом фильме пополняет галерею представителей такого классического кинотипажа, как человек искусства в состоянии кризиса.
Полноту образу создает редкая, на грани исповедальности, автобиографичность: Уиллем Дефо играет режиссера по имени Томмазо не только в компании реальных жены и дочери Феррары, но и через личную для его создателя линию борьбы с зависимостью.
Кадр: фильм «Микки и медведь»
После десятилетий под знаком мачизма и маскулинности в современном американском кино, к счастью, все больше и больше на первый план выходят образы сильных — вопреки обстоятельствам — женщин. Причем героине дебюта Аннабель Аттанасио «Микки и медведь» женское становление еще предстоит — притом что на ее подростковых плечах и так уже лежит обязанность ухаживать за отцом-инвалидом. Аттанасио, надо отдать ей должное, эмпатию к персонажам высекает не слоганами или призывами, а чутким, почти бережным наблюдением за их отношениями.
Кадр: фильм «Звук тишины»
Неожиданный привет Кире Муратовой от американского инди-кинематографа: в дебюте Майкла Тибурски преступно недооцененный актер Питер Сарсгаард играет не кого-нибудь, а эксцентричного настройщика. Правда, настраивает герой не рояли, а звуковое пространство целых квартир и домов — а в свободное время каталогизирует звуки, составляющие идеальную тишину.
«Звук тишины», что неудивительно, толкает этого чудака, впрочем, по направлению не к воображаемому идеалу, а натуральной, земной любви — сталкивая персонажа Сарсгаарда с героиней Рашиды Джонс и складываясь в умную, интеллигентную мелодраму.
Кадр: фильм «Арахисовый сокол»
Шайя ЛаБаф продолжает нарабатывать одно из самых нетривиальных резюме во всем Голливуде — на этот раз в роли моряка-недотепы, обретающего неожиданного друга в лице помешанного на рестлинге беглеца с синдромом Дауна. Кино менее тонкое на таком материале обязательно ударилось бы в духоподъемную фальшь, а вот «Арахисовый сокол» ухитряется выдержать одновременно не приторную и трогательную интонацию, напоминая в итоге памятный «Восьмой день» бельгийца Жако Ван Дормеля.
Кадр: фильм «Женщина в огне»
Уже своим оригинальным названием (буквально — «американская женщина») фильм Джейка Скотта замахивается на образ героини нашего времени — еще довольно молодой женщины, после исчезновения дочери остающейся с внучкой на руках и попадающей по воле обстоятельств в довольно жесткие передряги. Что ж, никакая универсальность этого образа не была бы возможна без бенефиса Сиенны Миллер в главной роли — к сожалению, такой редкой в карьере актрисы.
Кадр: фильм «Отлив»
Американское кино не устает генерировать истории о парадоксах подростковых отношений и конфликтов — и скромный «Отлив» ухитряется выжать из этой заезженной темы вполне атмосферный и убедительный триллер. В его основе при этом лежит почти спилберговская по своей простоте история о троице друзей, промышляющих мелкими кражами и начинающих терять друг с другом контакт, как только им попадается по-настоящему большой куш.