В Исландии набирает силу неоязыческое движение Асатру. Его последователи знают Одина, Фриггу, Тора и других обитателей Асгарда не только по фильмам Marvel и видеоиграм. Они верят в то, что древние скандинавские тексты помогают понять природу и человеческую психику. Помимо красочных церемоний на фоне живописной природы, их влечет совершенно нехарактерная для викингов терпимость. Фотограф Алиса Ганжарова побывала в Исландии и выяснила, почему люди выбирают новую веру. «Лента.ру» публикует ее лучшие снимки.
Фото: Алиса Ганжарова
«К созданию этого проекта меня привел вопрос о том, как духовность эволюционирует в современном мире, как создаются новые связи рационального и иррационального познания, — говорит автор фотографий Алиса Ганжарова. — На примере религиозной группы Асатру в Исландии я наблюдаю за тем, как древние традиции могут быть актуальными сегодня, переплетаясь с философией и прогрессивными взглядами».
Фото: Алиса Ганжарова
Асатру заметно отличается от большинства религий и верований. Многие последователи этого движения даже не верят в богов и не молятся им. У него нет ни устава, ни догм, ни иерархии, однако оно поощряет добродетельное поведение, честность, терпимость и уважение к природе. Главная цель Асатру — возрождение древних обычаев и лучшее понимание скандинавского фольклора.
Фото: Алиса Ганжарова
Торир Индридасон много лет участвует в движении Асатру и часто посещает его собрания, которые бывают и неформальными, — например, участники могут обсуждать музыку. Он считает, что неоязыческая община помогает ему найти друзей и поддержку.
Фото: Алиса Ганжарова
Асатру — самая большая нехристианская религиозная организация в Исландии. За последние годы число ее последователей увеличилось почти в четыре раза. Сегодня движение насчитывает около 4,3 тысячи участников.
Фото: Алиса Ганжарова
Христианство господствовало в Исландии больше тысячи лет. Возрождение древних верований началось лишь в 1972 году после встречи в рейкьявикском кафе, положившей начало Асатру. В том же году основатели движения потребовали признать его официальной религией. Визит верховного жреца в министерство юстиции и религиозных дел закончился сильнейшей грозой и отключением электричества во всем городе. «Все ясно — Тор за них», — шутили исландцы.
Фото: Алиса Ганжарова
Как и многие исландцы, Асдис Эльварсдоттир росла на скандинавских мифах и сказках про эльфов, великанов, гномов и фей. С недавних пор она стала активной участницей Асатру. Женщина утверждает, что ее привлекла особая атмосфера сообщества и его открытость. Ей нравится чувство вовлеченности и возможность познакомиться с очень разными людьми.
Фото: Алиса Ганжарова
Первый Верховный жрец Асатру Свейнбьёрн Бейнтейнссон был поэтом, ученым и знатоком природы. Он написал несколько книг и внес большой вклад в возрождение лесов в Исландии.
Фото: Алиса Ганжарова
В основе философии Асатру лежит вера в то, что природа является живым организмом и могущественной силой. Некоторые последователи движения считают богов персонифицированными силами природы, влияющими на нас и подталкивающими к различным поступкам. Для других они лишь архетипы и орудия самопознания. Асатру привлекает и атеистически настроенных исландцев, которые интересуются верованиями предков с исторической точки зрения.
Фото: Алиса Ганжарова
Музыкант Хилмар Орн Хилмарсон, сотрудничавший с Бьорк и Sigur Ros, присоединился к движению, когда ему было 16 лет, а в 2003 году стал верховным жрецом. Он считает, что музыка и Асатру неразрывно связаны между собой. Для него и то, и другое олицетворяют поиск гармонии.
Фото: Алиса Ганжарова
На живописном холме под Рейкьявиком продолжается возведение храма Асатру — первого языческого сооружения в Исландии, построенного после принятия христианства тысячу лет назад. Здание находится ниже уровня земли и частично высечено в скале.
Фото: Алиса Ганжарова
Движение редко вмешивается в политику, однако открыто одобряет однополые браки, которые были узаконены в Исландии в 2010 году. Кроме того, последователи Асатру выступают против строительства гидроэлектростанций без учета их влияния на окружающую среду и поддерживают планы посадки лесов в различных частях страны.
Фото: Алиса Ганжарова
Каждый житель Исландии платит церковный налог, достающийся тому религиозному сообществу, которое он поддерживает. Некоторые молодые участники Асатру признаются, что примкнули к неоязычникам, потому что не хотели, чтобы их деньги получали католики или протестанты.
Фото: Алиса Ганжарова
Перед церемониями и обрядами Альда Вала Асдисардоттир облачается в традиционный костюм, каждая деталь которого имеет символическое значение. Женщина стала жрицей Асатру четыре года назад. Ее привлекла открытость и терпимость движения. На его собраниях приветствуют всех, независимо от пола, национальности и даже вероисповедания. Туда часто приходят буддисты или индуисты, а летом на встречах Асатру иностранцев подчас больше, чем коренных исландцев.
Фото: Алиса Ганжарова
Эту фигурку Тюра, скандинавского бога чести и войны, Асдис сделала, когда ей было шесть лет. За тысячу лет после принятия христианства исландцы не забыли ни древних богов, ни волшебных существ из скандинавских мифов. Порой они вмешиваются в современную жизнь самым неожиданным образом. Время от времени новости сообщают, что из-за «волшебных» камней, связанных с эльфами, приходится переносить стройки или менять маршруты автодорог.
Фото: Алиса Ганжарова
Художник и музыкант Дидрик Джон Кристоферссон с детства впитывал исландскую мифологию и чувствовал связь с природой, поэтому поддерживает Асатру, хотя и редко посещает собрания движения. По его словам, его всегда привлекала человечность скандинавских богов.
Фото: Алиса Ганжарова
Приверженцы Асатру верят в связь человека с природой, выступают за экологическую сознательность. Они проводят яркие символические ритуалы, подчеркивая их важность для человеческой жизни. Важную роль в мировоззрении группы занимает вопрос гармонии во всем.