До 18 октября в московской галерее «ГУМ-Red-Line» проходит выставка «Династия Тотибадзе. Прожиточный максимум». Она состоит из 30 работ пяти художников с фамилией Тотибадзе — Георгия, Константина, Ирины, Наны, Антона, — и одной Александры Пастернак. Они объединились, чтобы поддержать арт-проектом традиционную для ГУМа выставку достижений сельского хозяйства. «Лента.ру» поговорила с куратором выставки Александрой Лекомцевой о работах династии художников и роли еды в современном искусстве, а также выбрала лучшие работы экспозиции.
Картина Ирины Тотибадзе
«Эта выставка уникальна прежде всего потому, что в ней участвуют все художники из "клана Тотибадзе". Впервые у зрителя есть возможность увидеть в одном пространстве их работы и выбрать для себя, что объединяет художников семьи, чем они отличаются, кто больше всего приходится по душе, с кем хочется познакомиться».
Картина Константина Тотибадзе
«Будучи нашими современниками, Тотибадзе и Саша Пастернак, которая для многих тоже уже Тотибадзе, работают в классической технике: маслом на холсте. На мой взгляд, это придает некую фундаментальность их творчеству».
Картина Антона Тотибадзе
«Концепция выставки была придумана директором галереи "ГУМ-Red-Line" Игорем Казаковым. Традиционно в сентябре в ГУМе проходит фестиваль урожая, а Казаков уже сотрудничал с Гоги и знал творчество других художников семьи. Так и появилась идея совместной выставки с работами всех художников клана Тотибадзе по теме еды и урожая».
Картина Наны Тотибадзе
«Персонажи работ Наны путешествует с ней из года в год и уже полюбились многим зрителям. Ее сюжеты, представленные на выставке, были написаны в 2018 году. Самое раннее произведение "Прожиточного максимума" — это "Честное утро" Кости Тотибадзе, созданное в 2014 году».
Картина Ирины Тотибадзе
«Заглавная работа выставки — "Торт" Ирины Тотибадзе, олицетворяющий прожиточный максимум человека, и это во времена победившего ЗОЖа и самоограничений. Художникам из династии Тотибадзе удается соединить иронию с эстетикой, повседневность — с мечтой. За это мы их и любим и восхищаемся их работами».
Картина Антона Тотибадзе
«Часть работ была создана специально для выставки. Александра Пастернак закончила писать серию "салаты" только в сентябре, Гоги приготовил специально для выставки новую работу из серии "мясо", "Бо Марше". Антон Тотибадзе участвует в выставке только с новыми работами».
Картина Наны Тотибадзе
«Посетителей выставки также угощали настоящей пищей — посреди экспозиции стоял стол с едой. Это тоже часть выставки — олицетворение того самого застолья, о котором в своем тексте об экспозиции говорит Филипп Дзядко».
Картина Ирины Тотибадзе
Главный редактор проекта «Арзамас» и член семьи Тотибадзе Филипп Дзядко отметил, что застолье — «главный объединитель» в мире, в котором осталось не так много вещей, способных собрать вместе самых разных людей.
Картина Наны Тотибадзе
«Тотибадзе — короли застолья, дружеского пира, где на одном столе дымится какое-нибудь невероятное блюдо и полны бокалы, а на соседнем лежат палитра и кисти. Еще и потому еда — частый герой у каждого из художников: они знают, о ком рассказывают», — отмечает Дзядко.
Картина Александры Пастернак
«Прожиточный максимум» проходит параллельно с выставкой достижений сельского хозяйства — посетителям галереи также предлагают продегустировать и приобрести «отборные натуральные продукты лучших хозяйств из самых разных уголков России».