С 16 ноября по 8 декабря в итальянском городе Лукка проходит международный фестиваль Photolux 2019 — одна из самых престижных биеннале планеты, в программу которой традиционно входят как персональные выставки известных мировых фотографов, так и тематические ретроспективы, а также выборки премий уровня World Press Photo. В этом году магистральной темой Photolux были выбраны «Новые миры», что позволило кураторам не только осветить интересные эксперименты с искусством фотографии и репортажные погружения в актуальные темы, но и найти свежие ракурсы для исторических материалов. «Лента.ру» отобрала в программе фестиваля лучшие работы.

Дмитрий Марков, из серии «#Черновик» (#Draft)
Фото: Dimitry Markov / VisionQuest gallery
Дмитрий Марков в своих работах стремится выступать в первую очередь свидетелем эпохи, ее примет и противоречий, но при этом не выводит из этого уравнения и самого себя, делясь с аудиторией собственными слабостями и недостатками. Поэтому и герои его фотографий всегда предстают в кадре самими собой — в отсутствие авторского снисхождения или осуждения.

Дмитрий Марков, из серии «#Черновик» (#Draft)
Фото: Dimitry Markov / VisionQuest gallery
Ключевой объект интереса Маркова — жизнь людей, обнаруживающих себя в маргинальных, периферийных слоях общества, жизнь, через которую являет себя коллективное прошлое России во всем спектре своих коммунальных радостей и забот.

Давиде Монтелеоне, «Апрельские тезисы» (The April Theses)
Фото: Davide Monteleone
Спустя 100 лет после возвращения Ленина в Россию из десятилетней ссылки итальянский фотограф Давиде Монтелеоне в своих снимках восстановил и воссоздал две недели из жизни будущего вождя, которые изменили историю России и всего мира. Роль Ленина на постановочных автопортретах, сделанных фотографом в ключевых точках путешествия героя на Финский вокзал, Монтелеоне исполнил сам.

Пейман Хушмандзаде, из серии «Ножи» (The Knives), 2009
Фото: Peyman Hooshmandzadeh
Отдельной ретроспективы на Photolux 2019 удостоилась современная иранская фотография, в которой, по мнению кураторов биеннале, прямо сейчас разворачивается так называемая вторая революция. На контрасте с фотографами первой иранской волны, чье искусство было вдохновлено турбулентными общественными событиями, их современные наследники и ученики документируют окружающий мир через абстракцию, концептуализм и взгляд внутрь самих себя.

Али Занджани, «Военный макияж» (Military Makeup)
Фото: Ali Zanjani
Отцом современной иранской фотографии считается скончавшийся в 2010 году классик местного искусства Бахман Джалали — его уход от репортажной съемки к экспериментам с изображением и материалом как раз и дал импульс творчеству многих фотографов, прошедших через его лекции и мастерские. Одним из учеников Джалали был Али Занджани.

Стефан Дюруа, из серии «Берлин 1980 — 1990» (Berlin 1980 — 1990)
Фото: Stéphane Duroy
В этом цикле работ Стефан Дюруа запечатлевает последнее десятилетие разделенного надвое Берлина как финальную главу кошмарной исторической драмы, затянувшейся на семь десятилетий и начавшейся с провозглашения Веймарской республики в 1918 году. Падение Берлинской стены в этом контексте смотрится освобождающим эпилогом.

Стефан Дюруа, из серии «Берлин 1980 — 1990» (Berlin 1980 — 1990)
Фото: Stéphane Duroy
Берлин в цикле Стефана Дюруа предстает то пустынным, то растерянным, то тревожным, но неизменной остается убежденность фотографа в том, что город в фокусе его объектива служит мировой столицей боли.

Удо Хессе, «Однодневная виза в Восточный Берлин» (One day Visa for East-Berlin)
Фото: Udo Hesse
С 1981-го по 1983 год живший в Западном Берлине фотограф Удо Хессе многократно посещал Восточный Берлин по так называемым однодневным визам, чтобы снимать жизнь страны, которая была для него одновременно узнаваемо родной и чужой почти до экзотичности. В марте 1982-го Хессе был арестован полицией ГДР и перенес многочасовой допрос Штази — спецслужба ГДР ненавязчиво попыталась фотографа завербовать. Конфискованные негативы нескольких снимков, сделанных им в тот день, Хессе смог вернуть только в 2007-м.

Жоан Фонткуберта, «Госсан: Миссия на Марс» (Gossan: Mars Mission)
Фото: Joan Fontcuberta
Кроваво-красные пейзажи в шахтерском регионе вокруг реки Рио-Тинто в Испании часто сравнивают с марсианским ландшафтом, поэтому именно эти земли китайский инвестиционный фонд Galaxy Entertainment выбрал для строительства посвященного межпланетным приключениям парка развлечений «Госсан: Миссия на Марс». Для продвижения проекта Galaxy Entertainment и местные туристические власти заказали фотографу Жоану Фонткуберте создать на берегах Рио-Тинто снимки воображаемых будущих путешествий человечества на Марс.

Эдоардо Романьоли, «Луна_3423» (Luna_3423)
Фото: Edoardo Romagnoli
Мультимедийная экспозиция работ фотографа Эдоардо Романьоли приурочена к пятидесятилетию высадки Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну. Романьоли стремился отразить не только научные исследования Луны, но и их отражение в популярной культуре.

Джанлука Панелла, «Биджанибиха» (Bijanibiha)
Фото: Gianluca Panella
Слово «биджанибиха» на арабском означает «рядом с ней» — и фотограф Джанлука Панелла для своего одноименного цикла на протяжении семи лет снимал положение палестинских женщин в оккупированном Израилем секторе Газа. На его фотографиях хорошо видно, как постепенно стремление к сопротивлению вошло в повседневную женскую жизнь.

Валерий Мельников, из серии «Серая зона» (Gray Zone)
Фото: Valery Melnikov
Валерий Мельников впервые посетил Донбасс летом 2014-го, в первые месяцы конфликта на Восточной Украине. Спустя три года он приехал в регион снова и сделал серию работ, посвященных жизни так называемой «серой зоны»: это название используется для обозначения территорий, которые не принадлежат ни одной из сторон конфликта.

Валерий Мельников, из серии «Серая зона» (Gray Zone)
Фото: Valery Melnikov
В «серой зоне» Донбасса нет действующего правительства и сил правопорядка. Здесь не работают ни больницы, ни школы, и местным жителям постоянно грозит опасность. По мнению Мельникова, война превратила в метафорическую Серую Зону весь регион.

Аббас Аттар, «Иран: Тегеран, 25 января 1979» (Iran: Tehran, January 25, 1979)
Фото: Abbas / Magnum Photos
Аббас Аттар — классик иранской фотографии, снимавший революцию 1979 года для агентства Magnum. Его снимки остаются иконическими изображениями событий, последствия которых до сих пор играют немаловажную роль в происходящем на Ближнем Востоке.

Аббас Аттар, из серии «Иранская революция 1979» (The Iranian Revolution 1979)
Фото: Abbas / Magnum Photos
«Даже мои фотографии беспорядков всегда упорядочены, подчинены внутренней логике изображения. Но как иранец, конечно, я должен получать удовольствие от работы с тем, что на фарси называется "шолуги" — то есть суматоха: будь то беспокойство тревожного человека, проделки детей на улицах или кровавое народное восстание», — говорил Аббас Аттар.

Фабиан Альбертини, «Жизнь под контролем» (Controlled Lives)
Фото: Fabian Albertini
Фабиан Альбертини в своем проекте исследует социальные трансформации, которые в жизнь людей в тоталитарных обществах неизбежно привнесет технология распознавания лиц по записям с уличных камер наблюдения. Это относительно недавнее новшество, напоминает Альбертини, уже внедряют власти Китая и ОАЭ.

Валентин Одновьюн, «Наблюдение» (Surveillance)
Фото: Valentyn Odnoviun
Фотографии Валентина Одновьюна напоминают снимки планетарных поверхностей — более пристальный взгляд, впрочем, выдает в них куда более сложную и страшную правду: Одновьюн на крупных планах снимал дыры для подглядывания за арестантами в камерах тюрем стран Прибалтики, Украины, Польши и Германии, где в свое время удерживались пленники КГБ или Штази.

Дарио Митидьери, «Самая долгая ночь» (The Longest Night)
Фото: Dario Mitidieri
24 мая 1989 года итальянский фотограф Дарио Митидьери полетел в Пекин в надежде снять мирные протесты студентов, вот уже десять дней, бастовавших на площади Тяньаньмэнь. Он не подозревал, что в ночь на 4 июня станет свидетелем бойни, одной из самых страшных в истории XX века, и запечатлеет кровавый разгром протестующих китайскими военными. Снимки Митидьери стали одними из первых свидетельств случившегося, которые увидели на Западе.

Романо Каньони, «Сараево, 1992» (Sarajevo, 1992)
Фото: Romano Cagnoni
Романо Каньони считается одним из классиков итальянской фотожурналистики: он запечатлел многие важнейшие события ХХ века, которые изменили современный нам мир, но прославился своим талантом избегать типичного материала новостной хроники, фиксировать правду этих перемен и революций через неочевидное, периферийное, частное.

Романо Каньони, «Нустар, 1991» (Nustar, Croatia 1991)
Фото: Romano Cagnoni
В 1965-м Каньони стал единственным западным фотографом, который получил разрешение на съемки в Северном Вьетнаме. Впоследствии он снимал голод в самопровозглашенной республике Биафра на территории Нигерии (1968), переворот в Чили (1971), возвращение Перона в Аргентину (1972), революцию в Румынии (1989), а также почти все ключевые конфликты 1990-х, включая войны в Югославии и Чечне.

Дэвид Эпплби, «За Стеной» (Behind The Wall)
Фото: David Appleby
Дэвид Эпплби в своем цикле «За Стеной» представил фотографии со съемочной площадки фильма «Стена» Алана Паркера — экранизации альбома The Wall группы Pink Floyd. Негативы более 10 тысяч снимков, сделанных Эпплби на площадке, на протяжении 30 лет считались утерянными и только недавно были найдены в архивах студии Pinewood.

Йозеф Куделка, «Прага, август 1968» (Prague. August 1968)
Фото: Josef Koudelka / Magnum Photos
Фотографии знаменитого Йозефа Куделки на фестивале Photolux вошли в специальную ретроспективу, посвященную агентству Magnum и работе его фотографов во время конфликтов и революций, сотрясавших мир на протяжении последних 65 лет.

Филиппо Бранколи Пантера, «Со временем. (Не)городской пейзаж северной Корсики» (Nel corso del tempo. Il paesaggio rurbano dell'alta Corsica)
Фото: Filippo Brancoli Pantera
Филиппо Бранколи Пантера в серии для Photolux запечатлел процесс обратной внутренней миграции, который разворачивается в Северной Корсике: если раньше местные жители стремились из деревень в города, то теперь наоборот — города пустеют из-за массовых переездов в сельские регионы.

Лола Ребу, «Незнакомцев не бывает» (There Are No Strangers)
Фото: Lola Reboud
Лола Ребу в цикле, снятом на итальянском курорте Виареджо, задалась вопросом, что значит быть иностранцем в современной Европе. Ответ, по ее мнению, обнаруживается в лицах и ландшафтах мраморных каменоломен Санта-Пьетра, где в XVI веке добывал камень для своих работ знаменитый скульптор и художник Микеланджело.