В Китае молодые люди, уставшие от суматошной жизни в мегаполисах, потихоньку возвращаются к корням — бегут в маленькие городки и деревни. Не все готовы соответствовать завышенным ожиданиям родителей и бороться за место под солнцем с миллионами соотечественников. Среди таких людей нашлась супружеская пара, основавшая небольшое поселение на равнине у подножия гор, среди холмов, поросших сиреневыми полевыми цветами и рододендронами. Единомышленников пока немного, но это лишь пока. Со всей страны к ним съезжаются волонтеры, мечтающие жить как их далекие предки: выращивать для себя еду, делать одежду и не зависеть от чужих ожиданий или предрассудков. «Лента.ру» делится снимками этой пасторальной утопии.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
Согласно данным опроса, проведенного одной из китайских социологических служб, 52 процента молодых людей от 18 до 35 лет, живущих в маленьких городках, переехали туда после трех лет жизни в мегаполисах. Главной причиной переезда они называют усталость от сумасшедшего темпа жизни.
Именно такие люди основали «Другую общину» — сообщество единомышленников, живущих по принципам разумного потребления и старающихся не наносить никакого ущерба природе. Она расположена в часе езды от города Фучжоу, провинция Фуцзянь, в деревне Гуаньчжун.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
Ян Чжаоюй уволился с работы в китайском мегаполисе девять месяцев назад и переехал в небольшую общину в глуши.
«После выпуска из колледжа у меня была самая обычная жизнь. Я нашел девушку, женился и нашел работу», — рассказал 30-летний бывший программист. Но Чжаоюй понимал, что его душа просит чего-то другого. Поэтому он бросил перспективную работу в городе Сучжоу и начал новую жизнь в кругу единомышленников.
Его решение удивило бы многих китайцев — традиционно жители деревень и маленьких городков стремятся в мегаполисы в надежде подзаработать.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
«Другую общину» основала в 2015 году супружеская пара — 30-летний Тан Гуаньхуа и его 35-летняя жена Син Чжэнь. Они мечтают построить пасторальную утопию для уставших жителей больших городов.
После года жизни в «Другой общине» ее члены получают право использовать общую еду и ресурсы, а также высказывать свое мнение касательно ведения общего хозяйства.
В Китае есть и другие общины, полностью обеспечивающие сами себя. В самых известных и крупных из них живут не меньше ста человек. В «Другой общине» пока только 12 участников. Большинство из них живет там не круглый год — они пока не готовы отказаться от подработок во «внешнем мире».
Фото: Tingshu Wang / Reuters
Основатели общины хотят набрать новичков, и потому устраивают для желающих что-то вроде испытательного срока. На него согласились больше 20 уставших от городской суеты молодых людей — среди них программисты, онлайн-репетиторы по английскому языку, видеографы и другие специалисты.
24-летняя видеограф-фрилансер Чэнь Янь собиралась провести в деревне всего неделю, но в итоге осталась на месяц. «В моей комнате не было одной стены, вместо нее была гора. Я чувствовала себя полной сил и задержалась там, поскольку мне хотелось подольше испытывать это ощущение», — объяснила она.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
К концу 2020 года численность коммуны планируют увеличить до 30 человек, до 150 — к концу 2030-го, и до 300 — к концу 2036-го. Тан Гуаньхуа и его жена надеются, что когда в общине будет достаточно людей, они смогут полностью себя обеспечивать.
Аренду земли, принадлежащей общине, — 202 гектара — оплачивает благотворительная организация Zhenro Foundation, поддерживающая инициативы, связанные с разумным использованием природных ресурсов. За год выходит около 200 тысяч юаней (1,9 миллиона рублей).
Фото: Tingshu Wang / Reuters
Основатели «Другой общины» подчеркивают, что не имеют ничего общего с хиппи. Они аполитичны и следовали примеру подобных сообществ в других странах — французской христианской общины Тэзэ, так называемого Исцеляющего Пространства Тамера в Португалии и экологической общины ZEGG в Германии, вдохновленной идеями Дитера Дума — немецкого идеолога общинной жизни.
Но главным источником своего вдохновения Гуаньхуа называет английского энвайронменталиста Джона Сеймура, который несколько лет прожил в африканских племенах и был впечатлен умением туземцев выживать на природе. В 1976 году он написал книгу-гид по выживанию The Complete Book of Self-Sufficiency. Она была переведена на 20 языков и продалась миллионным тиражом. На русском языке ее не издавали.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
Члены общины стремятся к гармонии с природой, свободе от общественного давления и полной самодостаточности. Их цель — самостоятельно обеспечивать себя всеми ресурсами — от еды и одежды до электричества. Их девиз: «Позволь энергии природы течь и верни ее природе». Однако они вовсе не выступают против образа жизни горожан. «Мы хотим, чтобы люди видели, что есть разные способы вести достойную жизнь», — объясняет Тан Гуаньхуа.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
Самым сложным для общины, по мнению Син Чжэнь, остается изготовление одежды. Ее жители сами выращивали пуэрарию, которая служила им сырьем, пряли из нее нити, затем ткали полотно и шили из него одежду.
Чжэнь оборудовала студию на первом этаже с тремя ткацкими станками собственного производства. Изготовление одной рубашки занимает две недели, и это не считая времени на выращивание и уборку пуэрарии. Раньше члены общины пытались выращивать хлопок и покупать шерсть яка в Тибете, но из этого ничего не вышло.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
Жителям «Другой общины» помогают сотни волонтеров, уставших от городской жизни. Кто-то делает для них мыло, кто-то — обувь и одежду. На территории коммуны есть самодельный ветряк и купленные благотворителями солнечные панели. Иногда они вырабатывают электроэнергию с помощью велогенератора.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
34-летний Ван Хайлун, один из постоянных членов коммуны, работал в Пекине в администрации частной школы. У него была небольшая уютная квартирка и любимая семья, выходные он старался проводить с друзьями. При этом Хайлун постоянно страдал от неудовлетворенности жизнью. «В городе постоянно сравниваешь с другими и переживаешь из-за этого», — жалуется он.
В какой-то момент он отправился в путешествие по стране и был очень впечатлен аскетическим образом жизни тибетских отшельников. Как только он узнал о попытках знакомого создать общину, он сразу загорелся идеей.
Теперь у него нет ни работы, ни квартиры в столице, но это его ничуть не огорчает. «Даже если бы у меня и были деньги, здесь их некуда тратить», — усмехается китаец. Ему очень нравится вести фермерское хозяйство.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
На общем собрании члены общины решают самые разные вопросы: как именно использовать землю, какие культуры выращивать, как регулировать использование воды и электричества. Решение принимается коллегиально. Иерархии как таковой нет, зато есть разделение труда. Хайлун, например, специализируется на фермерстве. Раньше, в своей квартирке, он любил выращивать цветы, теперь растит морковь, картофель и бобы. Он учится на агронома в провинциальном институте, чтобы приносить больше пользы общине.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
В «Другой общине» смогла обрести покой 63-летняя трансгендерная женщина Лю Пэйлинь. Здесь никто не задавал ей лишних вопросов и не показывал на нее пальцем.
Фото: Tingshu Wang / Reuters:
Пока члены общины не научились сами делать посуду для готовки, они ели, в основном, сырой перец. Но трудности их только закаляли.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
Отец Тана, бизнесмен, возлагал на сына огромные надежды. Но сын не пошел по его стопам, вылетел из старшей школы и занялся дизайном рекламы. За год он зарабатывал около 100 тысяч юаней. Тан мечтал о карьере художника и постоянно ходил на выставки, на одной из которых и встретил свою будущую жену, работавшую в офисе.
Сначала им жилось неплохо, но арендная плата все росла и росла, и они задумались о переезде за город. Так у них и родилась идея об общине, которая будет полностью обеспечивать сама себя. Чжэнь продолжала работать, пока ее муж присматривал место для общины.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
В конце концов, они осели в Фуцзяне. Первый дом, который Тан построил из потертой фанеры, был хлипким и без изоляции. Жить в нем было невозможно. Дом, в котором пара живет теперь, он строил дольше полугода. «Жить в доме, который построил сам — совсем не то, что в квартире. Потому что дом становится частью тебя».
У них нет унитаза, только туалет с дыркой в полу. Зато есть раковина и водопровод с водой из собственноручно вырытого колодца. Сначала они пользовались деревенским, но из-за частых скандалов членам общины пришлось сделать свой.
Фото: Tingshu Wang / Reuters
«Когда мы только приехали, здесь не было даже тропинки, ничего не было. Все было заросшее, мы своими руками расчистили землю, и все построили. Это отняло много времени и сил», — признается Тан Гуаньхуа. Его жена кивает.