В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка одного из самых влиятельных фотографов ХХ века Ги Бурдена. Ученик такого классика, как Ман Рэй, француз начал свою карьеру в 1950-х — и за следующие три десятилетия произвел настоящую революцию в съемке моды, рекламы и коммерческой фотографии. Его снимки хранятся в коллекциях институций уровня Музея Виктории и Альберта в Лондоне и MoMA в Нью-Йорке — и на выставке в Москве представлено более 50 самых знаменитых его работ. Лучшие снимки Бурдена — в галерее «Ленты.ру».
Выставка «Ги Бурден. Следуй за мной» идет в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер до 17 мая

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1977
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Родившийся в 1928-м Ги Бурден обучился фотографии, когда в конце 1940-х служил во французских ВВС. В начале следующего десятилетия он, увлеченный сюрреализмом, по легенде, неоднократно обивал пороги студии классика этого течения в фотографии Ман Рэя — и неоднократно получал от ворот поворот, пока в какой-то момент тот все же не впустил настойчивого молодого человека в свою мастерскую, а затем и вовсе не взял над ним шефство.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Влияние Ман Рэя, ветерана нескольких революционных для искусства ХХ века течений — от дадаизма до сюрреализма — Бурден пронес с собой через всю карьеру в фотографии. Причем проявлялось оно не только и не столько в манере выстраивать пространство кадра или нарратив для серии снимков, но и в самом подходе к своей работе: классик предоставил Бурдену личный пример абсолютной творческой свободы, которой фотограф отказывался поступаться даже на многочисленных коммерческих проектах.

Съемка для Vogue, Париж, март 1973
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Свою первую съемку для Vogue Бурден провел еще в 1950-х — шокировав публику фотографиями моделей в антураже парижского мясного рынка. В редакцию немедленно посыпались письма возмущенных обывателей — что не помешало сотрудничеству журнала и Бурдена продлиться еще более трех десятилетий.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Модель Николь Мейер так рассказывала об этом снимке, являющемся одним из самых известных в портфолио Бурдена: «Ги щелкнул меня на Полароид на мосту Майами и попросил держаться прямо напротив его объектива, а потом повторить то же самое, но сидя на корточках. При помощи графического воздействия "картинка в картинке" будто оживала на разворотах — читатель мог открыть и закрыть мои ноги, просто перевернув страницы».

Из архива Ги Бурдена, около 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Фирменный стиль Бурдена — гипертрофированно яркие, драматически, почти театрально срежиссированные снимки моделей, а нередко и одних лишь частей их тела, как будто отделенных от своих обладательниц, — надолго пережил и рекламные кампании, и журналы, для которых они производились.

Из архива Ги Бурдена, 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Бурден в своем творчестве наследовал не только работам других фотографов, но и литературой, кинематографом, классическим и современным искусством. Среди самых очевидных источников его вдохновения — фильмы Луиса Бунюэля и Альфреда Хичкока, картины Рене Магритта или, как на этом снимке, Эдварда Хоппера.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1976
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Бурден одним из первых работающих с рекламой фэшн-фотографов отказался от идеи чистой репрезентации продукта — предпочитая ей нарративные, подразумевающие историю, сюжет и атмосферу кадры.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Для некоторых из самых известных своих кадров — на которых женские ноги присутствуют отдельно от тела, что современный зритель может счесть эффектом, достигнутым в постпродакшне, — Бурден отпиливал ноги у манекенов, затем помещая их в уже продуманное пространство кадра.

Календарь Pentax, 1980
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Для бесконечности не существует ни времени, ни времени для вечности, но я преобразую красоту в мрамор, который в свете ночи, вечной ночи, будет сиять, сиять бессмертно», — говорил Бурден.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«С зарисовок и заметок Ги будут воссозданы сцены и воспроизведены идеи. Тогда была доцифровая эра. И приготовления к тому, чтобы получилась фотография, могли занимать часы или даже дни, но каждый этот день был путешествием, и все участники чувствовали, что в воздухе царила магия», — вспоминала о работе с Бурденом модель Николь Майер.

Из архива Ги Бурдена
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Фотографии Бурдена почти всегда рассказывают историю — пусть часто и отрывочную и даже трагическую в своей фрагментарности. Подобно многим фотографам своего времени, он обожал фильмы Хичкока — и особенно его концепт «макгаффина», неживого, нередко остающегося необъясненным объекта, вокруг которого крутится сюжет.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1977
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Несмотря на то что обувь часто оказывается последним, что замечаешь на многочисленных снимках Бурдена для рекламы бренда Charles Jourdan, с которым он сотрудничал с 1960-х и который предоставил ему полную творческую свободу, в самой компании считают, что именно его работа принесла Charles Jourdan известность и продажи. Влияние фотографий Бурдена для Charles Jourdan легко разглядеть и в рекламе Christian Louboutin.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Бурдена, как и его коллег того же времени, таких как Хельмут Ньютон, нередко обвиняли в мизогинии — он, впрочем, стремился вовсе не к тому, чтобы эксплуатировать реальную женскую красоту, а к тому, чтобы в своих кадрах исследовать мрачную изнанку реальности, показывать, как разворот в модном журнале может служить иногда отражением мечты, а иногда — кошмара.

Съемка для Vogue, Париж, март 1972
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Эти изображения существуют в собственной Вселенной. Ги Бурден имеет возможность создавать фотографии, которые проникают в убедительный, осязаемый физический мир, который мы признаем, но при этом они глубоко проникнуты неосязаемым и неуловимым настроением таинственности, неизвестности и беспорядка. Мощная сила его творчества заключается в противоречии между тем, что мы видим и признаем, и тем, что мы чувствуем и воображаем», — писал о снимках Бурдена аукционист и историк Филипп Гарнер.

Съемка для Vogue, Париж, май 1970
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Тысяча губ сжала край этого стакана. Какие губы? Губы лжеца, романтические, догматические губы. Губы, которые целуют. Губы, которые соблазняют», — писал об этом снимке сам Ги Бурден.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1968
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Для съемок этой рекламной кампании Шарля Журдана Бурден попросил изготовить гигантский муляж одной из туфель (на что, по легенде, ушло целое дерево) — получившийся же снимок отсылает к текстам любимого фотографом Льюиса Кэрролла, который также был одержим зеркальными отражениями, скрытыми смыслами и идеей опасности фантазии.

Съемка для Vogue, 1986
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«В Ги было что-то уникальное. Его стремление к совершенству в сочетании с его сюрреалистическими идеями придавали съемкам особую атмосферу. Он всегда рисовал картину, придумывал свои загадочные раскадровки — не обязательно их расшифровывал, но я добровольно шла на все это, и мне нравилось быть частью особого сценария: макияж, воображение, волнение, шум камеры, мерцание вспышки, очарование всего этого», — вспоминала о работе с Бурденом модель Николь Майер.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Ги попросил меня, чтобы я стояла как кукла на всеобщем обозрении. Одетая в розовую атласную комбинацию, я стояла совершенно без движения, пока вентилятор дул на шелковую бумагу и приподнимал мой подол... Каждому кадру всегда уделялось много внимания. Это не значило, что спонтанности не существовало. Ги задавал тон, придумывал декорации и провоцировал реакцию в кадре, что было очень похоже на работу режиссера. Его фотографии на самом деле похожи на кадры из фильма. В них всегда присутствует элемент напряженности, ожидания — так же, как неоконченная история держит вас в ожидании развязки», — рассказывала Николь Майер об истории создания этого кадра.

Из архива Ги Бурдена, около 1971
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
По-настоящему культовой фигурой в мире не только рекламной фотографии, но и современного искусства Бурдена сделала ретроспективная выставка в музее Виктории и Альберта в 2003 году — при жизни, впрочем, он настойчиво отказывался от того, чтобы представлять свои снимки в галерейном пространстве, предпочитая быстротечный и скоропортящийся медиум рекламного разворота в журнале. Он даже присылал свои снимки редакторам с четкими указаниями насчет того, где именно на полосе они должны быть расположены.

Рекламная кампания для агентства MAFIA, сентябрь 1972
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Ги Бурден очень молод. Это уже играет ему на руку. Когда он пришел в фотографию, у него получилось это естественно, подобно тому, как листья дерева тянутся к солнцу. Я не могу сказать, что у Бурдена есть что-то важное, чтобы показать нам. Я не люблю делать комплименты. Тем не менее, я могу подтвердить, что Ги Бурден вдохновенно стремится к тому, чтобы быть больше, чем просто хорошим фотографом», — говорил о своем ученике Ман Рэй, влияние которого хорошо заметно на этом снимке.

Съемка для Vogue, Париж, март 1972
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Мои изображения — всего лишь случайности. Я не режиссер, а просто посредник случая», — говорил Бурден.