29 марта исполняется десять лет страшному теракту в московском метро. Тогда, в 2010 году, в вагонах подземки на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» с разницей в 43 минуты прогремели два взрыва: бомбы привели в действие террористки-смертницы. Преступление было совершено в утренний час пик понедельника, когда москвичи спешили на работу. В результате терактов погибли 40 и были ранены 88 человек.
На следующий день, 30 марта, в Москве был объявлен траур по погибшим. Ответственность за взрывы взял на себя лидер запрещенной в России исламистской террористической организации «Кавказский эмират» Доку Умаров. Сразу после трагедии спецслужбы начали охоту на всех, причастных к теракту, и в 2019 году задержали последнего выжившего сообщника экстремистов. Историю одного из самых страшных терактов, совершенных в Москве, вспомнила «Лента.ру».
Фото: L!FE NEWS / AP
В понедельник, 29 марта 2010 года, в 07:56 на пульт дежурного МЧС поступило сообщение о взрыве на станции «Лубянка». Как установят позже, пояс шахида привела в действие террористка-смертница Мариам Шарипова, уроженка дагестанского села Балахани, жена главаря банды террористов Магомедали Вагабова.
Взрыв прогремел в момент открытия дверей во втором вагоне. Метропоезд был именной — «Красная стрела» — и следовал на север, до станции «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского»). Мощность сработавшего устройства составила около четырех килограммов по шкале тротилового эквивалента. Как показал экспресс-анализ, бомба была начинена взрывчаткой, а поражающими элементами стали куски арматуры и болты.
По словам одной из пассажирок, «вагон за секунду стал черным, кругом было пламя». «Задымилось все. Люди страшно кричали», — рассказывал после теракта еще один спасшийся пассажир.
Фото: Денис Абрамов / ТАСС
Когда к «Лубянке» были стянуты все оперативные службы, через 43 минуты раздался второй взрыв — на станции «Парк культуры» той же ветки. Он произошел в 8:39 в третьем вагоне поезда, который тоже следовал до станции «Улица Подбельского». Самоподрыв осуществила уроженка Дагестана Джаннет Абдурахманова (по другим данным — Абдуллаева) 1992 года рождения.
Как выяснилось, после первого взрыва вторая смертница уже ехала по Сокольнической линии, отставая от своей сообщницы всего на несколько перегонов. И когда движение на красной ветке метро было приостановлено по техническим причинам, террористка привела в действие свой пояс шахида. Мощность взрывного устройства на «Парке культуры» была чуть меньше — около двух килограммов в тротиловом эквиваленте, устройство также было начинено кусками арматуры и болтами.
Фото: Алексей Филиппов / ТАСС
После взрывов сразу же было перекрыто движение от станции «Спортивная» до станции «Комсомольская» красной ветки метро, закрыты станции на вход и пересадку. Сотрудники подземки совместно с МЧС эвакуировали из метрополитена около 3,5 тысячи человек. В двух терактах погибли на месте 36 человек, из них 24 на «Лубянке» и 12 человек на станции «Парк культуры». Позже в больницах скончались еще четыре человека. Среди погибших были два гражданина Таджикистана.
К ликвидации последствий трагедии были привлечены 657 человек и 187 единиц техники. На месте происшествия с родственниками и пострадавшим от терактов работали 25 психологов из Центра экстренной психологической помощи МЧС России. В связи со взрывами в Москве МВД ввело план «Вулкан», все станции метро были обследованы кинологами на предмет обнаружения взрывчатых устройств, весь состав правоохранительных органов был переведен на усиленный режим несения службы.
Фото: РИА Новости
Железнодорожные вокзалы и аэропорты столицы усилили меры безопасности и были взяты под особую охрану. По всему городу число патрульных милиционеров было увеличено, также был ужесточен паспортный контроль. Помимо столицы, дополнительные меры безопасности были введены в других регионах страны: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Волгограде, Казани и Минводах.
В то же время в СМИ начала распространяться ложная информация о новых взрывах и обнаружениях бомб. Так, одно издание написало, что на станции «Проспект Мира» произошел третий взрыв, а затем появился фейк о том, что на «Парке культуры» нашли несработавший пояс шахида. Обе новости вскоре опровергли.
Фото: Денис Абрамов / ТАСС
Днем 29 марта стало известно, что таксисты, воспользовавшись ситуацией, подняли цены на поездки в сотни раз: до 3000 рублей (почти 100 долларов). При этом некоторые автолюбители добровольно выезжали на своих машинах, чтобы бесплатно перевозить пострадавших; был создан сервис Helpcar в Twitter для людей, готовых безвозмездно подвозить попутных пассажиров. Мосгортранс выделил около 80 автобусов для перевозки пассажиров метро.
Помещения станций в результате терактов пострадали незначительно. Уже к 17:00 движение поездов было восстановлено, но на «Лубянке» поезда не останавливались. Восстановление происходило поэтапно: сначала был открыт участок красной линии от «Юго-Западной» до «Парка культуры», в то же время станции были открыты для пассажиров на вход и выход. «Лубянку» открыли в 17:10.
Фото: Егор Барбатунов / AP
На следующий день, 30 марта, в столице был объявлен траур по погибшим при теракте. Горожане и гости столицы несли цветы и свечи к месту трагедии, живые мемориалы появились на «Лубянке» и «Парке культуры». Президент России Дмитрий Медведев и мэр Москвы Юрий Лужков спустились в подземку, почтили память погибших и возложили цветы на станции «Лубянка».
Соболезнования россиянам выразили многие зарубежные политики и главы государств, которые осудили действия террористов. Среди них были лидеры стран СНГ, Европейского союза, НАТО и некоторых стран Азии и Ближнего Востока. Первые похороны погибших прошли в Москве 1 апреля.
Фото: Егор Барбатунов / AP
После возбуждения уголовного дела по статье 205 («Террористический акт») УК РФ 168 человек были признаны пострадавшими от теракта. Страшная трагедия навсегда врезалась в память людей. Многие жители и гости столицы еще долгое время боялись спускаться в метро.
Быстрые и слаженные действия следователей помогли достаточно быстро установить причастных к теракту. Было проведено большое количество экспертиз, в том числе генетических и взрывотехнических. Также были проведены технические экспертизы видео из метрополитена и непосредственно из вагонов, где произошли взрывы.
Фото: Владимир Федоренко / Reuters
Ответственность за теракты в московском метро взял на себя лидер запрещенной в России исламистской террористической организации «Кавказский эмират» Доку Умаров. В своем видеобращении террорист заявил, что теракты в московском метро являются акцией возмездия за спецоперацию федеральных войск, в результате которой были ликвидированы 11 боевиков.
Следствие установило, что организатором терактов выступил один из лидеров диверсионно-террористического подполья Дагестана Магомедали Вагабов — муж террористки-смертницы Шариповой, которая подорвала себя на станции «Лубянка». Он был ликвидирован при попытке задержания в августе 2010 года.
Фото: Татьяна Макеева / Reuters
В марте 2014 года боевики подтвердили смерть Доку Умарова — он был отравлен. Следствие также установило, что московский метрополитен для терактов был выбран неслучайно — это было сделано для создания большого общественного резонанса как на территории России, так и по всему миру.
Все организаторы взрыва были установлены и ликвидированы российскими спецслужбами. В феврале 2013 года в Национальном антитеррористическом комитете России заявили, что в Дагестане ликвидирован боевик Гусен Магомедов, причастный к организации и осуществлению теракта на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». По данным спецслужб, именно он сопровождал смертниц из Дагестана в Москву.
Фото: Юрий Машков / ТАСС
Спустя ровно девять лет после трагедии, 29 марта 2019 года, был арестован уроженец Дагестана Магомед Нуров — по версии следствия, последний оставшийся в живых соучастник террористов, устроивших взрывы на «Лубянке» и «Парке культуры».
Предположительно, фигурант помог скрыться обвиненному в терроризме Магомедову, когда он вернулся после взрывов в метро из Москвы в Дагестан. Нуров полностью признал свою вину.
Через девять месяцев после терактов, произошедших 23 декабря 2009 года, в метрополитене на станции «Охотный Ряд» появилась первая система досмотра в виде рамки с металлоискателем, а также рентген-аппарат и транспортер для проверки багажа. Сейчас эти системы установлены на всех станциях метро Москвы.