25 августа исполняется 90 лет одной из самых влиятельных звезд в истории кино — Шону Коннери, бывшему эдинбургскому молочнику и моряку британского флота, который своей харизмой и статью задал золотой стандарт для такой легенды массового кинематографа, как Джеймс Бонд. Карьера Коннери этим персонажем-иконой, впрочем, далеко не ограничилась — в первую очередь потому, что он сам отказался быть артистом одной роли и не испугался вовремя оставить Бонда в прошлом ради новых вызовов. «Лента.ру» вспоминает главные фильмы с участием шотландского актера.
Кадр: фильм «Доктор Ноу»
Коннери достаточно много снимался в кино и на телевидении всю вторую половину пятидесятых, но по-настоящему его карьера взлетела в 1962-м — когда на экраны вышел первый из фильмов о приключениях агента британских спецслужб Джеймса Бонда со статным шотландцем в главной роли. Более того, в сущности именно на съемках «Доктора Ноу» Коннери и стал настоящим актером — благодаря менторству режиссера Теренса Янга, который учил артиста убедительно говорить, ходить, даже есть в кадре. Усилия постановщика оказались не напрасны: после выхода ленты Коннери стал мировой суперзвездой.
Кадр: фильм «Голдфингер»
Наверное, своего пика в образе Бонда Коннери достиг в «Голдфингере», третьем фильме франшизы, который надолго стал для нее золотым стандартом: много самого невообразимого и эффектного экшена, сумасбродный суперзлодей, неотразимая девушка Бонда (или две) и легкий, абсурдистский юмор.
Кадр: фильм «Марни»
Единственным человеком на планете, который в середине 1960-х отказывался ставить знак равенства между Шоном Коннери и Джеймсом Бондом, был... сам Шон Коннери. Культовый персонаж быстро артисту надоел — и он жаловался друзьям и коллегам, что мечтает о том, чтобы агент 007 умер в следующей серии. Но у продюсеров были другие идеи, а у Коннери — контракт, так что приходилось довольствоваться новыми ролями в промежутках между съемками в бондиане. Например — у Альфреда Хичкока, не без фирменного садизма в «Марни» превратившего маскулинного шотландца в безнадежно влюбленного в воровку богатого вдовца. Более того, если при виде Бонда женщины сами падают к нему в постель, то герою Коннери в «Марни» свою возлюбленную приходится и вовсе насиловать.
Кадр: фильм «Бриллианты навсегда»
После пяти фильмов бондианы и завершения своего контракта Коннери с удовольствием франшизу покинул — вот только уход его преемника Джорджа Лазенби всего после одного фильма и затянувшийся кастинг заставили студию MGM пойти на все, чтобы шотландца вернуть. Прежде всего — в финансовом плане: гонорар в 1,25 миллиона фунтов был по тем временам рекордным. Хватило Коннери ненадолго — всего на один фильм, который сейчас принято считать одним из худших в бондиане. Не то чтобы справедливо — стиль и настрой «Голдфингера» «Бриллианты навсегда» копируют достаточно удачно, а в том, что шестидесятническая легкость к моменту их выхода на экраны вышла из моды, вины фильма нет.
Кадр: фильм «Зардоз»
Пожалуй, самую несусветную свою роль Коннери сыграл в эксцентричной визионерской фантастике Джона Бурмена — чего стоят хотя бы те алые трусы с подтяжками, в которых актер щеголяет солидную часть экранного времени. «Зардоз», фильм, насколько обдолбанный, настолько же и философский, не был оценен современниками по достоинству — к счастью, десятилетия (и тысячи джойнтов) спустя он все же стал культовым.
Кадр: фильм «Убийство в Восточном экспрессе»
За исключением обучившего Коннери азам професии Теренса Янга, пожалуй, главным режиссером в карьере актера стал Сидни Люмет — у которого шотландец сыграл в таких разных, но одинаково успешных картинах, как военная драма «Холм» и психотриллер «Оскорбление», фильм-ограбление «Пленки Андерсона» и воровская комедия «Семейное дело». Находится Коннери место и в том самом вагоне «Восточного экспресса», где происходит убийство из классического детектива Агаты Кристи — и где артист с легкостью показывает свою способность органично существовать в кадре не только в главной роли, но и в качестве элемента актерского ансамбля.
Кадр: фильм «Человек, который хотел быть королем»
Приключенческую нетленку Джона Хьюстона сам Коннери не раз называл любимым фильмом с собственным участием. Неудивительно — эта экранизация повести Киплинга не только представляет собой образцовые, идеальные и по лихости поворотов сюжета, и по эпичности постановки киноприключения, но и свела вместе Коннери и Майкла Кейна, создав один из самых убедительных и обаятельных актерских дуэтов в кино семидесятых. Играют Коннери и Кейн двух авантюристов-дезертиров, которые находят на свою голову в Индии XIX века не только приключения, но и обожествление.
Кадр: фильм «Никогда не говори "никогда"»
Название этого седьмого и последнего фильма бондианы с Коннери в главной роли неплохо отражает отношение самого актера к прославившему его персонажу. Впрочем, «Никогда не говори "никогда"» и так не была каноническим фильмом о Бонде — это единственное кино об агенте 007, которое продюсировал кто-то, кроме безраздельно владеющего правами на экранизации Флеминга семейства Брокколи, и оно во многом смотрится пародией на всю франшизу. Об участии в нем Коннери быстро пожалел — мало того, что отношения с режиссером Ирвином Кершнером не заладились, а съемки были организованы из рук вон плохо, так еще и хореограф боев Стивен Сигал сломал звезде запястье.
Кадр: фильм «Имя розы»
В середине 1980-х Коннери было уже прилично за пятьдесят — и в «Имени розы», экранизации религиозно-детективного бестселлера Умберто Эко он наконец совершил полноценный переход от ролей секс-символов и экшен-героев в отцы, деды, пенсионеры экрана. В доказательство — та лысина, с которой он появляется в роли францисканского детектива, расследующего таинственное убийство знаменитого своей работой с христианскими манускриптами монаха.
Кадр: фильм «Горец»
Седина и солидный возраст, впрочем, не отвратили Коннери от экшена и экранного героизма насовсем — вот в культовом «Горце» он уже сыграл бессмертного испанского фехтовальщика Рамиреса, который преподает герою Кристофера Ламберта базовые правила поведения для тех бедолаг, кто обречен на вечную жизнь и вечные же схватки до обезглавливания с другими им подобными, пока в живых «не останется только один» из бессмертных. Гибель персонажа Коннери при этом не мешает ему вернуться к жизни во втором «Горце»: правила правилами, но от такого кассового актера, как Коннери, кто же по своей воле откажется.
Кадр: фильм «Неприкасаемые»
Коннери был известной на весь мир звездой и секс-символом со своего первого появления в кадре в роли Бонда — но полноценного актерского признания и своего единственного «Оскара» дождался только на шестом десятке, когда сыграл в эпической драме Брайана Де Пальмы об охоте на Аль Капоне. Роль потрепанного жизнью, но не сломавшегося ветерана борьбы с оргпреступностью была, конечно, второстепенной — но зато сцена трагической гибели героя Коннери по драматизму служила подлинной, куда более эмоциональной кульминацией фильма, чем даже долгожданный арест Капоне.
Кадр: фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход»
Индиана Джонс — персонаж, настолько культовый, что сыграть его отца, объявляющегося буквально из небытия в нацистском замке в Австрии, могла только настоящая легенда кинематографа. То есть Шон Коннери — тем более, что Спилберг и Джордж Лукас, придумывая Инди, в немалой степени вдохновлялись приключениями Бонда. Что ж, великий шотландец добавил «Последнему крестовому походу» немалого фирменного обаятельного ворчания — и лента до сих пор остается лучшей во всей франшизе.
Кадр: фильм «Охота за "Красным Октябрем"»
Большая часть поздних фильмов Коннери отводят ему функцию ментора, пожилого наставника главных героев помоложе. «Охота за "Красным Октябрем"», возможно, лучший антисоветский триллер времен Холодной войны, — другое дело: здесь Коннери по-настоящему величественен в роли командира передовой советской атомной подлодки, угрожающе приближающейся к берегам США. И ничего, что имя Марко Рамиус, выданное его персонажу, мало напоминает русскоязычное — это, наверное, единственный недостаток этого напряженного, захватывающего фильма.
Кадр: фильм «Скала»
Режиссеру Майклу Бэю можно предъявлять претензии — но кастинга Шона Коннери на роль единственного в мире зэка, которому удалось сбежать из тюрьмы Алькатрас, это точно не касается. Пожалуй, именно Коннери добавляет типичной для Бэя экшен-фантасмагории из взрывов, перестрелок и погонь фундаментальности — благодаря чему «Скала» смотрится не только, возможно, лучшим фильмом режиссера, но и высшей точкой в развитии боевиков девяностых.
Кадр: фильм «Найти Форрестера»
Последняя большая актерская удача Коннери пришлась на недооцененный (прежде всего в силу концептуального сходства с более народным «Умницей Уиллом Хантингом» того же режиссера) проект Гаса Ван Сэнта о неочевидной дружбе чернокожего школьника-баскетболиста с литератором-затворником. К несчастью, роль писателя Форрестера окажется по-своему пророческой: через пару лет Коннери будет так вымотан работой над провальной «Лигой замечательных джентльменов», что уйдет из кино навсегда.