Безумные времена. Нищета, борьба за жизнь и планета на грани катастрофы — на снимках лучших фотографов мира

19 фото

Жюри ежегодной премии BarTur Photo Award подвело итоги и объявило победителей — лучших профессиональных и начинающих фотографов со всего мира. Создатели конкурса верят в силу фотографии и говорят, что снимки могут влиять на восприятие мира и на взаимодействие человека с ним.

Среди конкурсантов выделились фотожурналисты из разных стран, включая Россию, Индию, Германию, США, Бельгию и других. Они представили работы, затрагивающие проблемы политики, экологии и человеческих взаимоотношений. Какие идеи и ценности вкладывали фотографы в свои снимки — в материале «Ленты.ру».

Нищета, борьба за существование и близость конца света — на снимках лучших фотографов мира

Фотограф-фрилансер из Бельгии Джим Хьюлбрук (Jim Huylebroek) работает в Кабуле с 2015 года. Его фотографии публиковали крупнейшие мировые СМИ, включая The New York Times, Time Magazine, The Guardian, The Telegraph, Al Jazeera, The Washington Post, Der Spiegel, Paris Match. 

Когда талибы (представители запрещенной в России террористической организации) постепенно захватывали Афганистан, Хьюлбрук воспользовался уникальным шансом запечатлеть их приход к власти. На его снимке два мальчика-подростка проходят мимо вооруженных боевиков элитного отряда талибов.

«Как талибы пережили сверхдержаву» /// Премия BarTur Photo Award в номинации «Фотожурналист года»

Фото: Jim Huylebroek

Фотограф-фрилансер из Бельгии Джим Хьюлбрук (Jim Huylebroek) работает в Кабуле с 2015 года. Его фотографии публиковали крупнейшие мировые СМИ, включая The New York Times, Time Magazine, The Guardian, The Telegraph, Al Jazeera, The Washington Post, Der Spiegel, Paris Match. Когда талибы (представители запрещенной в России террористической организации) постепенно захватывали Афганистан, Хьюлбрук воспользовался уникальным шансом запечатлеть их приход к власти. На его снимке два мальчика-подростка проходят мимо вооруженных боевиков элитного отряда талибов.

Второй кадр из серии Хьюлбрука под названием «Как талибы (представители запрещенной в России террористической организации) пережили сверхдержаву» (How the Taliban Outlasted a Superpower) иллюстрирует, как боевики «Талибана» патрулируют деревенский рынок в Алингарском районе страны. Таким же образом террористы контролируют и другие базары в захваченных районах.

«Как талибы пережили сверхдержаву» /// Leica Fotographie International / BarTur Photo Award: Photojournalist of the Year

Фото: Jim Huylebroek

Второй кадр из серии Хьюлбрука под названием «Как талибы (представители запрещенной в России террористической организации) пережили сверхдержаву» (How the Taliban Outlasted a Superpower) иллюстрирует, как боевики «Талибана» патрулируют деревенский рынок в Алингарском районе страны. Таким же образом террористы контролируют и другие базары в захваченных районах.

Российский фотограф Сергей Строителев стал призером конкурса благодаря проекту «Мне больше не страшно?» Он пообщался с девушками, у которых был обнаружен рак молочной железы. Героини его снимков откровенно рассказали о борьбе с недугом. Кроме того, собеседницы выступили в роли моделей — они позировали для портретов в том образе, который передавал их эмоциональное состояние. 

Автор работы отметил, что большинство женщин, переживших удаление груди, отказываются от ню-съемки из-за неприятия себя с новым телом. 

«Но героини проекта решились на этот шаг: для каждой из них это был первый подобный опыт», — пояснил фотограф.

«Мне больше не страшно?» /// Лауреат главной премии в номинации «Единство в многообразии»

Фото: Sergei Stroitelev

Российский фотограф Сергей Строителев стал призером конкурса благодаря проекту «Мне больше не страшно?» Он пообщался с девушками, у которых был обнаружен рак молочной железы. Героини его снимков откровенно рассказали о борьбе с недугом. Кроме того, собеседницы выступили в роли моделей — они позировали для портретов в том образе, который передавал их эмоциональное состояние. Автор работы отметил, что большинство женщин, переживших удаление груди, отказываются от ню-съемки из-за неприятия себя с новым телом. «Но героини проекта решились на этот шаг: для каждой из них это был первый подобный опыт», — пояснил фотограф.

Строителев называет проект мощным посланием всем пациенткам, которые не смогли принять себя после мастэктомии — хирургической операции по удалению молочной железы. Автор говорит, что в России обнаженное женское тело со шрамами считается чем-то «постыдным и уродливым». Однако работа фотографа призвана бороться с подобными клише красоты и стереотипным восприятием женского тела. 

«Часто говорят, что болезнь дается не просто так, — возможно, это испытание, чтобы стать еще сильнее. Эти девушки нашли в себе внутренние силы и источники, питающие их, чтобы победить все страхи», — отметил Строителев.

«Мне больше не страшно?» /// Лауреат главной премии в номинации «Единство в многообразии»

Фото: Sergei Stroitelev

Строителев называет проект мощным посланием всем пациенткам, которые не смогли принять себя после мастэктомии — хирургической операции по удалению молочной железы. Автор говорит, что в России обнаженное женское тело со шрамами считается чем-то «постыдным и уродливым». Однако работа фотографа призвана бороться с подобными клише красоты и стереотипным восприятием женского тела. «Часто говорят, что болезнь дается не просто так, — возможно, это испытание, чтобы стать еще сильнее. Эти девушки нашли в себе внутренние силы и источники, питающие их, чтобы победить все страхи», — отметил Строителев.

Аргентинца Родриго Абда (Rodrigo Abd) привлекают истории, связанные, как он сам выражается, с «Глубокой Латинской Америкой». Например, на этом снимке перуанский ребенок по имени Присайда (Prisaida) сидит на мелководье в загрязненной лагуне, пока его родители добывают золото неподалеку. 

Лагуна возникла в результате того, что золотоискатели буквально «разбомбили» землю струйными потоками воды в попытке найти залежи драгоценных металлов. 

Фото было сделано 3 мая 2014 года — всего через две недели как правительство Перу объявило всю неофициальную добычу золота незаконной. В скором времени после того как Абд сфотографировал семью, всех старателей насильно выселили с этого участка земли.

«Добывающая полезные ископаемые Амазония» /// Лауреат главной премии в номинации «Климатические изменения»

Фото: Rodrigo Abd

Аргентинца Родриго Абда (Rodrigo Abd) привлекают истории, связанные, как он сам выражается, с «Глубокой Латинской Америкой». Например, на этом снимке перуанский ребенок по имени Присайда (Prisaida) сидит на мелководье в загрязненной лагуне, пока его родители добывают золото неподалеку. Лагуна возникла в результате того, что золотоискатели буквально «разбомбили» землю струйными потоками воды в попытке найти залежи драгоценных металлов. Фото было сделано 3 мая 2014 года — всего через две недели как правительство Перу объявило всю неофициальную добычу золота незаконной. В скором времени после того как Абд сфотографировал семью, всех старателей насильно выселили с этого участка земли.

Незаконная добыча полезных ископаемых в Перу привела к тому, что с 2008 года старатели вырубили 100 тысяч гектаров джунглей. Эта фотография — вид сверху на район, который подвергся вырубке. Когда государство начало бороться с нелегальной добычей ископаемых, на уничтожение незаконно привезенной техники золотоискателей в регионе направили 1200 солдат, полицейских и морских пехотинцев.

«Добывающая полезные ископаемые Амазония» /// Лауреат главной премии в номинации «Климатические изменения»

Фото: Rodrigo Abd

Незаконная добыча полезных ископаемых в Перу привела к тому, что с 2008 года старатели вырубили 100 тысяч гектаров джунглей. Эта фотография — вид сверху на район, который подвергся вырубке. Когда государство начало бороться с нелегальной добычей ископаемых, на уничтожение незаконно привезенной техники золотоискателей в регионе направили 1200 солдат, полицейских и морских пехотинцев.

Немец Эллиот Крейенберг (Elliott Kreyenberg) в 2020 году начал работать над проектом Endzeit («Конец света»), посвященным последствиям климатических протестов. На конкурс мужчина представил серию фотографий, сделанных в лесу Данненредер в Гессене. Власти Германии решили вырубить 27 гектаров деревьев, чтобы расширить автобан A49. Однако местные экоактивисты выступили против такой инициативы — они всячески оказывали сопротивление сотрудникам дорожных и экстренных служб. 

Крейенберг провел два месяца, путешествуя между Берлином и лесом. В результате появилась серия снимков, заложившая основу для текущего проекта. На фотографии изображена одна из девушек, которая пытается остановить вырубку Данненредера.

«Конец света» /// Премия Криса Криса Уэйнрайта в номинации «Климатические изменения»

Фото: Elliot Kreyenberg

Немец Эллиот Крейенберг (Elliott Kreyenberg) в 2020 году начал работать над проектом Endzeit («Конец света»), посвященным последствиям климатических протестов. На конкурс мужчина представил серию фотографий, сделанных в лесу Данненредер в Гессене. Власти Германии решили вырубить 27 гектаров деревьев, чтобы расширить автобан A49. Однако местные экоактивисты выступили против такой инициативы — они всячески оказывали сопротивление сотрудникам дорожных и экстренных служб. Крейенберг провел два месяца, путешествуя между Берлином и лесом. В результате появилась серия снимков, заложившая основу для текущего проекта. На фотографии изображена одна из девушек, которая пытается остановить вырубку Данненредера.

Еще одна фотография из репортажа Endzeit. На ней видно, как германские стражи правопорядка вооружились дубинками и щитами, чтобы противостоять активистам, которые борются за остановку вырубки леса Данненредер.

«Конец света» /// Премия Криса Криса Уэйнрайта в номинации «Климатические изменения»

Фото: Elliot Kreyenberg

Еще одна фотография из репортажа Endzeit. На ней видно, как германские стражи правопорядка вооружились дубинками и щитами, чтобы противостоять активистам, которые борются за остановку вырубки леса Данненредер.

Тамара Рейнольдс (Tamara Reynolds) — фотограф-документалист, которая уделяет внимание проблемам маленького человека в современном обществе. В частности, ее работа сосредоточена на жизни тех, кого, как говорит Рейнольдс, обычно не видно — бедняков и бездомных. В портфолио американки можно найти портреты, натюрморты и уличные пейзажи, которые документируют жизнь людей, находящихся на грани выживания. 

«Такая работа постоянно бросает вызов моей концепции сопереживания и тому, как фотографировать моих героев таким образом, чтобы

«Дрейк» /// Премия BarTur Photo в номинации «Лица человечества»

Фото: Tamara Reynolds

Тамара Рейнольдс (Tamara Reynolds) — фотограф-документалист, которая уделяет внимание проблемам маленького человека в современном обществе. В частности, ее работа сосредоточена на жизни тех, кого, как говорит Рейнольдс, обычно не видно — бедняков и бездомных. В портфолио американки можно найти портреты, натюрморты и уличные пейзажи, которые документируют жизнь людей, находящихся на грани выживания. «Такая работа постоянно бросает вызов моей концепции сопереживания и тому, как фотографировать моих героев таким образом, чтобы "сделать невидимое видимым". Я страстно стремлюсь противостоять обществу, в котором культурно одобряется поведение, не позволяющее признавать маргиналов», — объясняет свою миссию Рейнольдс.

Эта и предыдущая фотографии принадлежат к серии The Drake («Дрейк»), названной в честь мотеля в городе Нэшвилл, штат Теннесси. Он расположен в неблагополучном районе: жители злоупотребляют алкоголем и наркотиками, а проституция и попрошайничество стали едва ли не основными способами выживания. 

Рейнольдс говорит, что The Drake предлагает возможность погрузиться в мир, одновременно далекий от ее собственного и очень близкий к нему. Американка уверена, что именно так могла выглядеть и ее жизнь, если бы она не нашла ресурсы, которые «привели ее к выздоровлению».

«Дрейк» /// Премия BarTur Photo в номинации «Лица человечества»

Фото: Tamara Reynolds

Эта и предыдущая фотографии принадлежат к серии The Drake («Дрейк»), названной в честь мотеля в городе Нэшвилл, штат Теннесси. Он расположен в неблагополучном районе: жители злоупотребляют алкоголем и наркотиками, а проституция и попрошайничество стали едва ли не основными способами выживания. Рейнольдс говорит, что The Drake предлагает возможность погрузиться в мир, одновременно далекий от ее собственного и очень близкий к нему. Американка уверена, что именно так могла выглядеть и ее жизнь, если бы она не нашла ресурсы, которые «привели ее к выздоровлению».

Австралиец Эшли Гилбертсон (Ashley Gilbertson) был признан фотографом года благодаря серии снимков, сделанных во время штурма Капитолия в Вашингтоне 6 января 2021 года. На фотографии видно, как толпа прорывается в здание, несмотря на многочисленных военных и полицейских.

Поскольку президент Трамп отказался осудить насилие, в 18 часов того же дня в городе был введен комендантский час, и военные заблокировали весь округ Колумбия на ночь.

«Толпа, подстрекаемая президентом Трампом, штурмует Капитолий» /// Премия BarTur Photo в номинации «Фотожурналист года»

Фото: Ashley Gilbertson

Австралиец Эшли Гилбертсон (Ashley Gilbertson) был признан фотографом года благодаря серии снимков, сделанных во время штурма Капитолия в Вашингтоне 6 января 2021 года. На фотографии видно, как толпа прорывается в здание, несмотря на многочисленных военных и полицейских. Поскольку президент Трамп отказался осудить насилие, в 18 часов того же дня в городе был введен комендантский час, и военные заблокировали весь округ Колумбия на ночь.

Этот снимок иллюстрирует, как полуголый мужчина — один из сторонников бывшего президента США Дональда Трампа — старается проникнуть в здание Капитолия. Он попытался разбить окно, чтобы открыть дверь, но внутри его уже ждут вооруженные полицейские.

«Толпа, подстрекаемая президентом Трампом, штурмует Капитолий» /// Премия BarTur Photo в номинации «Фотожурналист года»

Фото: Ashley Gilbertson

Этот снимок иллюстрирует, как полуголый мужчина — один из сторонников бывшего президента США Дональда Трампа — старается проникнуть в здание Капитолия. Он попытался разбить окно, чтобы открыть дверь, но внутри его уже ждут вооруженные полицейские.

Россиянка Наталья Ершова для своего проекта снимает исключительно затворников — людей, которые почти никогда не выходят из своих квартир. Часть из них работают удаленно, а остальных спонсируют родственники. 

«У некоторых из них много друзей, но они общаются с ними только онлайн или у себя дома. И некоторые из них — просто современные отшельники», — так Ершова описывает героев своих фотографий. 

На снимке — один из участников проекта, который почти не покидает дом уже около десяти лет. Он объясняет это тем, что не выносит «сборища незнакомых людей».

«Путешествие к краю моей Комнаты» /// Лауреат студенческой премии в номинации «Единство в многообразии»

Фото: Natalia Ershova

Россиянка Наталья Ершова для своего проекта снимает исключительно затворников — людей, которые почти никогда не выходят из своих квартир. Часть из них работают удаленно, а остальных спонсируют родственники. «У некоторых из них много друзей, но они общаются с ними только онлайн или у себя дома. И некоторые из них — просто современные отшельники», — так Ершова описывает героев своих фотографий. На снимке — один из участников проекта, который почти не покидает дом уже около десяти лет. Он объясняет это тем, что не выносит «сборища незнакомых людей».

Героя этого снимка зовут Виктор, ему 30 лет. Мужчина зарекся выходить на улицу десять лет назад. Свой стиль существования он называет «жить вопреки». 

В комнате у Виктора беспорядок: вещи разбросаны по полу и на столах. На стене можно разглядеть иконы, портрет Бориса Ельцина и игрушечного снеговика. В квартире также живут как минимум пять кошек, которые попали в кадр. Сам же мужчина одет в азиатское кимоно.

«Путешествие к краю моей Комнаты» /// Лауреат студенческой премии в номинации «Единство в многообразии»

Фото: Natalia Ershova

Героя этого снимка зовут Виктор, ему 30 лет. Мужчина зарекся выходить на улицу десять лет назад. Свой стиль существования он называет «жить вопреки». В комнате у Виктора беспорядок: вещи разбросаны по полу и на столах. На стене можно разглядеть иконы, портрет Бориса Ельцина и игрушечного снеговика. В квартире также живут как минимум пять кошек, которые попали в кадр. Сам же мужчина одет в азиатское кимоно.

Паулу Нуньес душ Сантуш (Paulo Nunes dos Santos) — внештатный фотожурналист и репортер из Дублина. Он освещает вооруженные конфликты, гуманитарные кризисы, а также политические и социальные проблемы во всем мире. В первые месяцы самоизоляции он вместе с детьми решил организовать совместный проект — серию портретов, сделанных на фоне квартирных стен при помощи проектора Kodak Carousel. 

«Фотография Лагуны-Колорада (минеральное озеро в Боливии —прим. «Ленты.ру»), заполнившей нашу гостиную во время поздней ночной семейной дискотеки, или пузырящаяся кипящая грязь гейзера, обнаруженная на плитках ванной во время купания, немного отвлекли внимание от новой неизведанной реальности и вызвали энтузиазм и удивление у детей», — сказал автор снимков.

«Дом» /// Лауреат главной премии в номинации «Человеческая любовь»

Фото: Paulo Nunes dos Santos

Паулу Нуньес душ Сантуш (Paulo Nunes dos Santos) — внештатный фотожурналист и репортер из Дублина. Он освещает вооруженные конфликты, гуманитарные кризисы, а также политические и социальные проблемы во всем мире. В первые месяцы самоизоляции он вместе с детьми решил организовать совместный проект — серию портретов, сделанных на фоне квартирных стен при помощи проектора Kodak Carousel. «Фотография Лагуны-Колорада (минеральное озеро в Боливии —прим. «Ленты.ру»), заполнившей нашу гостиную во время поздней ночной семейной дискотеки, или пузырящаяся кипящая грязь гейзера, обнаруженная на плитках ванной во время купания, немного отвлекли внимание от новой неизведанной реальности и вызвали энтузиазм и удивление у детей», — сказал автор снимков.

Сантуш отметил, что работа с собственными детьми оказалась для него необычной, но весьма интересной. Новый опыт помог ему справиться с тревожностью, вызванной «безумными временами», которые выпали на долю человечества. 

«Когда я редактировал эту серию, я мог каким-то образом начать чувствовать легкость. Некоторые из тревог, вызванных заключением, исчезли, и идея того, как будет выглядеть реальность после COVID-19, начала обретать форму», — пояснил фотограф.

«Дом» /// Лауреат главной премии в номинации «Человеческая любовь»

Фото: Paulo Nunes dos Santos

Сантуш отметил, что работа с собственными детьми оказалась для него необычной, но весьма интересной. Новый опыт помог ему справиться с тревожностью, вызванной «безумными временами», которые выпали на долю человечества. «Когда я редактировал эту серию, я мог каким-то образом начать чувствовать легкость. Некоторые из тревог, вызванных заключением, исчезли, и идея того, как будет выглядеть реальность после COVID-19, начала обретать форму», — пояснил фотограф.

Жительница Индии Дипбрата Датта (Deepbrata Dutta) победила в студенческой номинации «Климатические изменения». На снимках фотографа — зимы в ее родной Калькутте. Датта отмечает, что снимала один и тот же район города на протяжении последних трех лет. 

«Если ты можешь понять свет, ты можешь запечатлеть все», — пространно говорит фотограф о своих профессиональных возможностях.

«Зимы в Калькутте» /// Лауреат студенческой премии в номинации «Климатические изменения»

Фото: Deepbrata Dutta

Жительница Индии Дипбрата Датта (Deepbrata Dutta) победила в студенческой номинации «Климатические изменения». На снимках фотографа — зимы в ее родной Калькутте. Датта отмечает, что снимала один и тот же район города на протяжении последних трех лет. «Если ты можешь понять свет, ты можешь запечатлеть все», — пространно говорит фотограф о своих профессиональных возможностях.

На обеих фотографиях переплетается существование природы и человека. Например, здесь Датта запечатлела мужчину в дупле дерева. На заднем фоне густой туман, а справа от растения местный житель собирает пустые бутылки, чтобы увезти их на своем мотороллере.

«Зимы в Калькутте» /// Лауреат студенческой премии в номинации «Климатические изменения»

Фото: Deepbrata Dutta

На обеих фотографиях переплетается существование природы и человека. Например, здесь Датта запечатлела мужчину в дупле дерева. На заднем фоне густой туман, а справа от растения местный житель собирает пустые бутылки, чтобы увезти их на своем мотороллере.

Другой индийский фотограф — Сакшам Синха (Saksham Sinha) — стал лауреатом студенческой премии в номинации «Человеческая любовь». Победу ему принесла фотография, сделанная во время популярного древнеиндийского фестиваля Холи (другое название — фестиваль красок, или фестиваль любви). Праздник обычно проходит в начале весны, его участники традиционно бросают друг в друга разноцветную пудру или обливают цветной водой. Один из таких моментов и запечатлел Синха.

«Насыщение цветом» /// Лауреат студенческой премии в номинации «Человеческая любовь»

Фото: Saksham Sinha

Другой индийский фотограф — Сакшам Синха (Saksham Sinha) — стал лауреатом студенческой премии в номинации «Человеческая любовь». Победу ему принесла фотография, сделанная во время популярного древнеиндийского фестиваля Холи (другое название — фестиваль красок, или фестиваль любви). Праздник обычно проходит в начале весны, его участники традиционно бросают друг в друга разноцветную пудру или обливают цветной водой. Один из таких моментов и запечатлел Синха.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше