Борис Волхонский
Чем закончится борьба властей Шри-Ланки и сепаратистов? За последние месяцы борьба между властями Шри-Ланки и сепаратистской группировкой "Тигры освобождения Тамил-Илама", длившаяся с 1983 года, вошла в активную и, по всей видимости, решающую стадию. Тамилов заставили покинуть последний город, и сейчас они держат оборону на участке земли размером в несколько квадратных километров. Какой будет последняя схватка между войсками и сепаратистами? Сможет ли Шри-Ланка обеспечить права мирным тамилам или противостояние перерастет в партизанскую войну? Помогут ли сепаратистам акции протеста, организованные их сторонниками в европейских столицах? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил Борис Михайлович Волхонский, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и редактор международного отдела "Русского журнала".Уважаемый Борис Михайлович!Так в чем же все-таки,на Ваш взгляд, исторические корни конфликта между тамилами и сингалами?
Этот конфликт уходит корнями далеко в историю. Традиция гласит, что первые переселенцы из Северной Индии прибыли в Шри-Ланку в 6 веке до нашей эры. Откуда точно они происходили, неизвестно, но это были носители индоарийского языка. Они составили основу современного этноса сингалов. После этого в течение тысячи или даже полутора тысяч лет было множество волн переселений из Индии в Шри-Ланку. Это были выходцы как из Северной Индии, говорящие на индоарийских языках, так и из Южной Индии, говорящие на дравидских языках, но до конца первого тысячелетия нашей эры этносы не разделялись и, в конце концов, сформировали тот этнос, который мы сегодня знаем под названием сингалы.
Только примерно к концу первого тысячелетия выходцы из Южной Индии, говорящие на языках дравидской семьи, в основном на тамильском, стали компактно селиться на севере и востоке обособленно от основного населения острова. Примерно к этому же времени относятся и межгосударственные столкновения между Шри-Ланкой и государствами Южной Индии и, видимо, тогда же сформировалась некая межэтническая напряженность и чувство враждебности между двумя этносами.
Второй момент, который нужно учитывать, это то, что межэтнические отношения в Шри-Ланке - это не отношения между двумя общинами – сингалами и тамилами, а фактически между тремя, потому что тамилы в Шри-Ланке не являются единой общиной. Помимо так называемых ланкийских тамилов, которые селились на севере и востоке острова (а в последствии часть их переселилась в крупные города, где они составляют значительную прослойку интеллигенции), в Шри-Ланке существует еще один тамильский этнос, называемый в литературе индийскими тамилами Шри-Ланки. Это плантационные рабочие, вывезенные англичанами из Южной Индии в середине 19 века сначала для работ на кофейных, а потом на чайных плантациях. Эти люди представляют собой самую бедную, самую неграмотную и самую угнетенную в социальном и культурном отношении часть населения. У них нет своей территории, потому что они живут отдельными поселениями в центре страны, где основное население составляют сингалы, и, естественно, никакого отношения к требованиям образования независимого Тамил-Илама они не имеют. Тем не менее, в сознании сингалов они предстают как такие же тамилы, как и "тигры", и когда возникают вспышки межэтнических столкновений, чаще всего именно эти люди, совершенно неповинные в сепаратистских настроениях, становятся жертвами тамильских погромов.
Борис Михайлович, скажите, пожалуйста:
1. Какую роль в конфликте сыграл религиозный фактор? И удалось ли сегодня найти понимание на уровне глав индуистской и буддистской конфессий?
2. Какое отношение к конфликту занимали и занимают сегодня ланкийские мавры? Если ли у них своя позиция по этому поводу?
Заранее благодарю.
1. Религиозный фактор играет определенную роль в конфликте, потому что сингалы преимущественно исповедуют буддизм, а тамилы – индуизм, хотя и среди тех, и других есть христиане. Но в целом это не межконфессиональный конфликт – это конфликт межэтнический, вызванный борьбой за территорию, ресурсы и другие экономические преимущества.
Что касается диалога на уровне глав конфессий, надо учесть, что и индуизм, и буддизм в той форме, в которой он представлен в Шри-Ланке, – это религии, лишенные единого централизованного управления и иерархической структуры, поэтому говорить о главах конфессий было бы не вполне правомерно. Хотя определенную роль в этом конфликте духовенство играет – прежде всего, буддийское. Поскольку в южной форме буддизма – той, что распространена в Шри-Ланке, отсутствует единое централизованное управление, то в ней сосуществуют различные школы (иногда их не вполне правомерно называют сектами), а также вполне допустимы индивидуальные расхождения во взглядах между различными носителями этой формы буддизма. Консервативная линия среди буддийского духовенства очень сильна и она, к сожалению, является одним из факторов разжигания сингальского национализма, а это, в свою очередь, ведет к эскалации конфликта и радикализации настроений противоположной стороны.
2. Что касается мавров, то они составляют порядка 7-8 процентов населения Шри-Ланки, и это либо потомки переселенцев из арабских стран, либо местное население, обращенное в ислам в течение веков. В основном они говорят по-тамильски и в конфликте, казалось бы, должны занимать сторону тамилов, но у мавров Шри-Ланки, как и у так называемых индийских тамилов, нет своей единой территории, на которой они бы проживали компактно. Поэтому здесь говорить о какой-то единой позиции, наверное, не приходится. Кроме того, мавры заняты в основном мелким и средним бизнесом и для них стабильная и мирная обстановка имеет большее значение, чем требования независимости, тем более, что у них нет оснований для таких требований. Есть часть мавров, которая проживает более или менее компактно на северо-востоке страны, там они занимаются земледелием и, я думаю, среди них есть сторонники сепаратистов. Но в целом говорить о какой-то консолидированной позиции ланкийских мавров вряд ли возможно.
Как ислам замешан в конфликте?
Напрямую ислам в конфликте не замешан. Отчасти я уже ответил на этот вопрос, говоря о позиции ланкийских мавров, так как именно они являются носителями ислама в Шри-Ланке. С другой стороны, говорить о том, что межрелигиозная ситуация в Шри-Ланке безоблачна, вряд ли приходится. Случается, что ланкийские мусульмане подвергаются дискриминации, хотя она не является целенаправленной и централизованной, но довольно часто проявляется на бытовом уровне. Это, естественно, вызывает недовольство ланкийских мусульман.
Есть косвенный момент, связанный с исламом и данным конфликтом. Дело в том, что по некоторым данным, тамильские "тигры" ответственны за 40 процентов всех терактов в мире. Но если об исламском терроризме мы слышим регулярно, то о терроризме другого толка, будь то тамильский, баскский или североирландский, в мире говорят только тогда, когда не говорить уже просто невозможно – как было в 1991 году, когда тамильские террористы убили Раджива Ганди. В мире создано некое пугало из исламского терроризма, что позволяет создавать в общественном мнении более сочувственное отношение к терроризму другого толка.
Что по вашему мнению провоцирует продолжение войны и кто от этой войны выигрывает в большей степени?
На мой взгляд, Алексей, от конфликта не выигрывает никто. По разным оценкам конфликт унес от 80 до 100 тысяч жизней как сингалов, так и тамилов. Не знаю, кто может выигрывать от продолжения войны, хотя как обычно, кто-то наживается на поставках оружия. Мне кажется, что конфликт не выгоден никому, но есть определенные круги, которые делают на этом деньги – наверное, большие деньги. Кроме того, в финансировании конфликта играют роль различные преступные группировки, действующие вне Шри-Ланки, которые облагают данью тамильскую диаспору, собирая с нее "пожертвования" на продолжение войны. Естественно, не все эти "добровольные пожертвования" доходят до повстанцев, а значительная часть их оседает в карманах преступных кланов.
Продолжение войны провоцируют деньги и борьба за власть. Я считаю, только эти две категории интересуют людей, занимающихся политикой. Другое дело, что чаще всего это занятие носит цивилизованный характер и завуалировано какими-то красивыми фразами, а в случае открытых военных конфликтов эти два фактора выступают во всей красе.
Почему этот конфликт , такой продолжительный? Возможно он имеет новые формы которые отражают не только борьбу противостояния, но и государственные формации? Может поэтому возникли причины силового подавления именно в настоящий момент, после длительного противостояния?
Дело в том, Владимир, что силовое подавление возникло не в настоящий момент. Конфликт действительно очень продолжительный, начался он даже не в 1983-м году. О древних корнях я уже упомянул, а в недавней истории подобные столкновения случались в конце 50-х и 70-х годов прошлого века. В 1977 году я был свидетелем не самих столкновений, но их последствий, когда толпы беженцев скрывались в храмах, ворота были заперты, а вокруг храмов стояли вооруженные полицейские патрули, которые мешали погромщикам ворваться. Тогда ситуация более или менее успокоилась в течение нескольких месяцев, а события 1983 года, видимо, довели дело до критической точки, и столкновения переросли в гражданскую войну.
Говоря о том, почему конфликт такой продолжительный, надо понимать, что чисто военного решения война на севере Шри-Ланки не имеет, а если бы имела, то такое решение граничило бы с геноцидом или иным преступлением против человечества. Надо представлять себе, что такое север Шри-Ланки. Это бескрайняя, очень жаркая и сухая равнина, на которой растут невысокие кустарники и деревья. Эти деревья и кусты переплетаются настолько густо, что, во-первых, с воздуха не разглядеть, что происходит на земле, а во-вторых, пути по этим лесам знают либо дикие звери, либо партизаны, которые живут в лесу. Под покровом леса они могут совершать многокилометровые переходы и появляться там, где их совсем не ждут, а потом снова быстро и надежно скрываться. А жители редких поселений, разбросанных по этой территории, в основном симпатизируют партизанам, оказывает им всяческую помощь продовольствием, укрытием и медикаментами. Поэтому силовых решений может быть два – сжечь джунгли или депортировать все местное население. И то, и другое граничит с геноцидом. А Шри-Ланка гордится тем, что это одна из древнейших демократий в Азии и никогда за годы независимого развития, несмотря на гражданскую войну, от принципов демократии не отходила.
То, что решение пришло именно сейчас, связано не чисто с военными успехами армии Шри-Ланки, а с расколом в самом движении "тигров". В 2004 году один из полевых командиров – Винаягамурти Муралидаран (Vinayagamoorthy Muralitharan), более известный как Полковник Каруна, вступил в конфликт с основным лидером "тигров" Веллупиллеем Прабакараном (Velupillai Prabhakaran) и расколол движение. Это был результат политики "пряника" со стороны центрального правительства. Каруна получил хорошие должности, а буквально пару месяцев назад был назначен министром центрального правительства – министром по делам интеграции. Благодаря этому расколу в 2004 году наступил перелом, который в конце концов и привел к сегодняшней ситуации, когда от мощной многотысячной армии тигров осталось несколько сотен партизан, загнанных в непроходимые джунгли.
Кроме того, в чисто военном плане успех центральных властей связан с тем, что в 2008 году им удалось практически полностью разбить флот "тигров", который осуществлял поставки оружия и иных средств материально-технического обеспечения извне.
Ответьте, пожалуйста на вопрос: почему так мало прилагается дипломатических усилий по урегулированию этого конфликта? Это никому не нужно? Например, на Ближнем Востоке ситуация аналогичная (Израиль давит Палестину), но посмотрите, какая активность дипломатов была всегда на этом направлении...
Мне кажется, Дмитрий, вы сами ответили на свой вопрос. Дело в том, что дипломатические усилия в первую очередь прилагаются к тем конфликтам, которые более значимы для других стран, более крупных игроков на мировой арене. Впрочем, нельзя говорить о том, что мировое сообщество вообще не прилагало дипломатических усилий для разрешения конфликта. Очень важную посредническую роль в налаживании отношений между центральным правительством и "тиграми" играла Норвегия.
Тем не менее, если посмотреть на карту мира, то Ближний Восток (Израиль и Палестина) находятся в гораздо более чувствительном для сегодняшней мировой политике регионе. Во-первых, по географическим причинам – близко к Европе, Суэцкому каналу, транспортным путям, а во-вторых – с геополитической точки зрения: Ближний Восток находится близко к основным районам добычи нефти, которая сегодня является главным фактором всей мировой политики.
Если же посмотреть на перспективу, то буквально в марте в журнале Foreign Affairs была опубликована статья известного американского политолога Роберта Каплана, в которой он говорит, что центр мировой политики перемещается в Индийский океан, и в 21 веке именно этот район станет главной ареной глобального противостояния. К сожалению, отчасти проявления этого уже видны в Аденском заливе, где буйствуют сомалийские пираты, и, к сожалению, предсказания Каплана начинают сбываться, причем не в самой приятной форме. Если посмотреть с этой точки зрения, то Шри-Ланка, находящаяся в стратегически важном районе практически в центре Индийского океана, наверное, будет в будущем играть более значимую роль в мировой политике. И если конфликт к тому времени не завершится по своей внутренней логике, то можно будет ожидать усиления международной дипломатической активности.
Здравствуйте,
1. по Вашему, "тигры" окончательно проиграли или еще может последовать реванш, как было раньше?
2. что ждет остров в будущем: жесткая партизанская война или у правительства есть како-то план урегулирования?
3. как складываются внутренние отношения (в быту) у двух народов?
Добрый день!
Насколько вероятен реванш ТОТИ в обозримом будущем? Или шансов на восстановление де-факто независимого Тамил-Илама уже нет?
Спасибо!
1. Если говорить о "тиграх" как о конкретной группировке, которую возглавляет конкретный лидер Веллуппиллей Прабакаран, то на сегодняшний день, по оценкам большинства наблюдателей, эта группировка полностью проиграла. Она почти разбита, возможно, даже на какое-то время прекратит вооруженную борьбу, просто потому что она истощена. Флот "тигров" уничтожен. Но означает ли это полное прекращение вооруженной борьбы – боюсь, это не так. Тамильская диаспора в странах Запада, безусловно, симпатизирует идее Тамил-Илама и борьбе повстанцев за независимость. И плюс к этому, к сожалению, как я уже сказал, напряженность между двумя общинами существует тысячелетиями, а в последние годы она только обострилась, и какие-то вспышки насилия могут спровоцировать конфликт снова. Как я уже говорил, это было и в конце 1950-х годов, и в 1970-е годы, и в 1983 году, когда дело кончилось гражданской войной. Причем до 1983 года ни о каких "тиграх" никто не слыхал, однако они сумели в короткий период самоорганизоваться и превратиться в мощную силу. Может быть, конфликт или, точнее, его открытая вооруженная форма, на какое-то время затихнет, но это не значит, что проблема решена окончательно. Пока что решена только военная составляющая этой проблемы.
2. Конечно, план урегулирования есть, и назначение бывшего полевого командира на пост министра центрального правительства говорит о том, что власти готовы на определенный диалог с населением региона. Другой вопрос, что устранить корни конфликта можно только путем массированной финансовой и экономической помощи пострадавшим регионам. За четверть века, что продолжается гражданская война, экономика севера и востока Шри-Ланки понесла наиболее сильные потери даже по сравнению с экономикой всей страны. Восстанавливать ее придется очень долго, и потребуются деньги, а есть ли эти деньги у правительства и согласится ли сингальское большинство с серьезным перераспределением бюджетных средств в пользу тамильских районов, я очень сильно сомневаюсь.
3. Как я уже сказал, на самом деле это отношения не двух, а трех народов. Статус ланкийских и индийских тамилов совершенно различен. Если ланкийский тамил живет в городе, то чаще всего это врач или юрист, представитель интеллигенции, высокооплачиваемый и принадлежащий к элите общества. В то время как индийские тамилы – это самая бедная, самая угнетенная и неграмотная часть населения, по-прежнему работающая в основном на чайных плантациях. Отношения не отличаются гармонией и внешне они могут быть мирными, но только до поры до времени. Если где-то возникла бытовая ссора, то конфликт готов вспыхнуть от "маленькой искры". К сожалению, такие конфликты свойственны не только Шри-Ланке, но и любому многоэтническому государству.
Такие вспышки развиваются по одному и тому же сценарию – будь то в Шри-Ланке, в Индии или в иммигрантских кварталах Парижа. Происходит некая бытовая ссора, для ее решения полиция применяет силу, после этого обиженное применением силы национальное меньшинство обращает свой гнев против полицейских, громит участки, кого-то убивает. После чего либо центральные власти начинают операции по "зачистке" территории, либо представители титульной национальности устраивают массовые погромы, как было в 1983 году, когда буквально за пару дней погибли более тысячи тамилов и десятки тысяч лишились крова. При этом часто страдают совершенно невинные люди, например, как я уже сказал, индийские тамилы, к конфликту не причастные.
Добрый день!
1) В чем Вы видите основную причину текущего успеха армии Шри-Ланки?
2) Какой дальше видит судьбу Тамил-Илама политическая элита Коломбо: включение в жесткое унитарное государство или предоставление широкой автономии?
1. Дело все-таки не в военном успехе армии Шри-Ланки, поскольку чисто военного решения проблема не имеет. А в том, что правительству удалось наладить диалог с какой-то частью "тигров", вызвать раскол в самом движении и обратить силы, находящиеся под руководством Полковника Каруны, против основных сил тамильских "тигров". Так как Полковник Каруна сам бывший полевой командир (точнее, наверное, было бы сказать, лесной командир), то он и его бойцы прекрасно знают все тропы в этих непроходимых джунглях, расположение основных баз, пути снабжения боевиков. Их участие во многом определило военные успехи армии.
2. Политическую элиту Коломбо вряд ли можно рассматривать как единое целое, у которого есть одна-единственная позиция. Поскольку вопрос острый и решался методом "кнута и пряника" в течение вот уже 26 лет, то существуют разные группировки и политические партии, которые видят будущее по-разному. Как показывает история, если силовой вариант попытки решения не приводит к урегулированию ситуации, то в результате выборов к власти приходит другая партия, которая предлагает более мягкий, либеральный способ решения проблемы. Такая ситуация может длиться некоторое время, но потом определенные круги внутри или около политической элиты начнут кричать о национальном предательстве, и возобладает более жесткая линия.
Что касается государственного устройства, на мой взгляд, при решении этнических конфликтов более сильная сторона должна всегда играть на опережение. Я бы видел решение этой проблемы в предоставлении тамилам севера и востока Шри-Ланки прав широкой автономии. Но я не принадлежу к политической элите Коломбо.
Есть ли вероятность повторения на Шри Ланке событий 1983 года (черный июль) и на сколько готово освобожденное тамильское общество к интеграции в мирное шри ланкийское общество.
О возможности повторения событий 1983 года я уже отчасти сказал. Да, такая возможность сохраняется. Возможно, это произойдет не сейчас, разбитым "тиграм" потребуется какое-то время для восстановления военного и экономического потенциала. Если политика центральных властей не увенчается успехом в виде кардинального улучшения уровня жизни населения северных и восточных районов Шри-Ланки, то, боюсь, возможность повторения конфликтов сохранится. К сожалению, война оставила глубокие следы. Сами понимаете, если погибло 100 тысяч человек, еще больше людей лишились крова, то пострадала (с учетом родных) практически каждая тамильская семья, живущая на севере и востоке острова. Раны будут заживать очень долго, потребуется серьезная терапия. С другой стороны, тамилы, живущие в больших городах, чувствуют себя вполне комфортно, если не считать того, что их соседи в каких-то ситуациях могут посмотреть косо, а в каких-то и предпринять более сильные действия.
Здравствуйте.
1. Какое отношение самих тамилов к организации "Тигры освобождения Тамил-Илама"? В блогах, на YouTube наблюдается всплеск тамильского патриотизма.
2. Будут ли тамилы поддерживать партизанскую войну?
2. Почему, на Ваш взгляд, сеператисты так и не смогли создать полноценное государство? Ведь было время когда они контролировали достаточно большие территории долгое время.
1. Надо учитывать, что тамилы проживают не только в Шри-Ланке. Основная масса, а это несколько десятков миллионов человек, проживает в соседней Индии, а также обширная диаспора проживает в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Африки, Западной Европы, в США и Канаде. И тамильская диаспора (в основном происходящая не из Шри-Ланки, а из Южной Индии) очень активна, политически очень подкована, обладает большими материальными ресурсами. Поэтому она способна вести пропагандистскую войну на площадках, отстоящих от Шри-Ланки на многие тысячи километров – в интернете, в СМИ, организовывать культурно-просветительские общества, некоторые из которых могут быть каналами подпитки боевиков. Разумеется, военные успехи армии Шри-Ланки были встречены тамильской диаспорой, мягко говоря, без энтузиазма, и вызвали то, что вы, Алексей, назвали "всплеском тамильского патриотизма".
2. Да, в принципе, все условия для этого есть, разве что на сегодня не хватает бойцов для партизанской войны. Но лет через десять они могут вырасти.
3. Дело в том, что создание полноценного государства – это не только вопрос внутренней логики развития конфликта, это еще вопрос международного признания. В силу многих причин тамилам не удалось создать такое же отношение в мире к себе, какое, например, на Западе было создано к косоварам, которые "борются с гегемонией имперской Сербии". Кроме того, в отличие от Косово, Тамил-Илам находится в менее значимом районе для ведущих мировых держав, и готовность признать независимость государства в мире значительно меньше, чем в случае Косово.
Борис Михайлович,
а на каком экономическом базисе тамилы собирались строить свою государственность? Есть ли на их потенциальной территории какой-то экспортный потенциал, промышленность и т.п.? Или это изначально государство нищих?
Это очень хороший вопрос. Шри-Ланка вообще бедна полезными ископаемыми, если не считать драгоценных камней, которые добываются далеко от района потенциального тамильского государства. Фактически единственным ископаемым, которое добывается на сегодняшний день в районе предполагаемого Тамил-Илама, является графит. Очевидно, что на графите благосостояние нации не построишь.
С другой стороны, в конце 1970-х годов я ездил на север Шри-Ланки, и меня поразило, с какой тщательностью возделан там каждый клочок земли, пригодный для сельского хозяйства. На севере Шри-Ланки природные условия гораздо менее благоприятны для сельского хозяйства, чем на юге и юго-западе: это засушливая зона, почва там беднее. Тем не менее, до начала гражданской войны север снабжал весь остров такими важными для ланкийской кухни продуктами, как лук и красный перец. Именно там выращивается табак, имеющий экспортный потенциал. Если бы не война, то северо-восточное побережье могло бы стать прекрасным местом для развития туризма – таким же, каким сегодня является юго-западное.
Я бы не сказал, что это изначально государство нищих, но это, конечно, не Арабские Эмираты. Впрочем, в последние годы ведутся разговоры о возможной добычи нефти на шельфе в районе залива Маннар. Изыскания там велись еще в 1970-е годы в пору дружбы советского народа и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка. Но промышленного освоения эти месторождения пока не получили, потому что стоимость добычи не окупается возможным результатом.
Буквально 2 недели назад,ехал в такси по Коломбо.На мой вопрос:"Кто финансирует тамилов?", таксист ответил :"Норвегия".Я удивлен.Правда ли это?
Эта фраза, как ни забавно, очень показательна. Конечно, на государственном уровне никакой поддержки со стороны Норвегии или любого другого цивилизованного государства сепаратисты не получают. Более того, тамильские "тигры" включены в списки террористических организаций госдепартаментом США и Евросоюзом. Хотя Норвегия не является членом Евросоюза, в основных вопросах внешней политики она придерживается единой общеевропейской линии.
Показателен этот вопрос в другом отношении. Именно Норвегия была основным посредником на переговорах между центральным правительством и "тиграми", при ее посредничестве в 1990-е годы были достигнуты некоторые компромиссные решения. Естественно, что компромиссные решения могут вызывать недовольство некоторых слоев населения, и таксист (по всей вероятности, сингал), что-то такое слышал: мол, из-за Норвегии правительство пошло на уступки тамилам и предало какие-то там национальные интересы. Поэтому он считает, что именно Норвегия оказывает основную помощь тамильским сепаратистам.
Есть еще один аспект. В ближайшем будущем может все-таки начаться освоение месторождений нефти. Само правительство Шри-Ланки оценивает такую вероятность в 60 процентов. Не исключено, что лет через 5-10 добыча начнется. И интерес Норвегии здесь безусловен. Пользуясь тем, что Норвегия (а это одна из ведущих нефтегазовых держав в мире) была посредником и играла очень важную роль в разрешении конфликта, она может претендовать на значительную долю участия в разработке месторождений.
Уважаемый Борис Михайлович,
1. Насколько изменилось за последние годы отношение Индии к конфликте на Шри-Ланке?
2. Осталась ли у томильских тигров серьезная поддержка за границей? Кто их финансирует?
Может ли Индия ввести войска в Шри-Ланку для помощи ланкийским войскам?
Индия уже вводила войска в Шри-Ланку в 1987 году, и они пробыли на острове три года. Тогда поводом для введения войск была не помощь правительству Шри-Ланки, а наоборот, защита тамильского населения от насилия со стороны сингалов и центральных властей. Но тогдашний президент Шри-Ланки Джуниус Ричард Джаявардана (Junius Richard Jayawardene) де-факто очень ловко переиграл индийского премьера Раджива Ганди. Получилось так, что в боевых действиях против тамильских боевиков стала участвовать не армия Шри-Ланки, а индийская армия. Это, естественно, вызвало негативную реакцию в самой Индии, прежде всего на Юге. Кончилось это очень плачевно: как известно в 1991 году, уже после вывода индийских войск из Шри-Ланки, Раджив Ганди был убит женщиной-камикадзе, принадлежащей к группировке "Тигров освобождения Тамил-Илама". Поэтому вероятность того, что Индия введет войска, я оцениваю как крайне низкую. Теоретически, такое может произойти, скажем, Индия возьмет пример с России, которая защитила Южную Осетию от агрессии Грузии, и введет войска для защиты тамилов, но вероятность очень низка.
Сейчас (с середины апреля до середины мая) в Индии проходят парламентские выборы, исход их неясен. Уже сейчас понятно, что ни одна из крупных общенациональных партий не получит абсолютного большинства, достаточного для формирования правительства в одиночку, а значит возрастает роль региональных партий. Среди региональных партий очень сильны две партии, которые функционируют в штате Тамилнаду. Одна из них при любом раскладе будет приглашена к участию в формировании центрального правительства. А отношение тамильских партий к конфликту достаточно однозначно. Когда месяц назад армия Шри-Ланки добилась решающих успехов в борьбе с "тиграми", лидер одной из тамильских партий даже объявил голодовку в знак протеста. Сегодня предсказать, как будет себя везти Индия в ближайшие год-два, практически невозможно, потому что это задача со слишком большим количеством неизвестных. Но на сегодня правительство Индии считает "тигров " террористической организацией, и даже если власть в Дели сменится, новое правительство вряд ли станет слишком рьяно выступать в их защиту. Во всяком случае, не в форме военного вовлечения в конфликт.
Борис, здравствуйте!
Скажите пожалуйста, а в каком состоянии находятся российско-шриланкийские отношения? И какую позицию занимает российское руководство по отношению к многолетнему конфликту на территории Шри-Ланки?
Это сложный и важный вопрос. Вспомним 1970-е годы. Находившееся тогда у власти относительно "левое" правительство Шри-Ланки под руководством Сиримаво Бандаранаике (Sirimavo Bandaranaike) провозгласило курс на создание демократического социалистического государства (эти слова до сих пор остались в официальном названии страны). В те же годы Шри-Ланка была лидером Движения неприсоединения. И тогда дружба между Советским Союзом и Шри-Ланкой достигла своего пика. Сама Сиримаво Бандаранаике была одним из самых популярных персонажей в Советском Союзе (почти фольклорным), связи развивались очень активно. Это закончилось в конце 1970-х, когда сначала сменилось правительство самой Шри-Ланки, которое приняло курс на сближение с Западом, а это еще был период противостояния двух систем. Затем у нас начались "лихие девяностые", когда, по крайней мере, в эпоху Андрея Козырева и раннего Ельцина, ставка была сделана на Запад, а Азия рассматривалась как малополезный придаток к внешней политике. Боюсь, на сегодняшний день наши отношения ограничены сферой чая и туризма. Интересно, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по своему образованию – специалист по Шри-Ланке, его первая загранкомандировка была именно в Шри-Ланку. Но, насколько мне известно, после 1970-х годов он там больше не бывал. По отношению к конфликту позиция российского руководства обтекаемая и, похоже, не слишком заинтересованная: используются общие фразы о мирном разрешении конфликта и соблюдении прав человека, которые можно применить к любой подобной ситуации.
Кстати, я уже упоминал о статье Роберта Каплана. И в этом контексте, например, политика Китая в отношении Шри-Ланки более дальновидная. В те же 1970-е годы Китай, не заявляя громогласно о своих братских чувствах, был основным поставщиком главного продукта питания ланкийцев – риса. Сегодня Китай продолжает политику "мягкого" проникновения. Например, на юге Шри-Ланки у Китая имеется своя база для заправки топливом кораблей военно-морского флота.
Сколько вы прогнозируете появится новых отколовшихся государств в мире в ближайшее десятилетие? Не угрожает ли это России?
Есть ли в мире обратные процессы, что страны хотят сливаться?
Для полного прогноза потребуется очень длинный и развернутый ответ. Я бы первым делом назвал Дарфур, который ныне является частью Судана. Реальных перспектив у других территорий, претендующих на статус независимого государства, я пока не вижу.
В мире есть процессы, когда страны хотят сливаться, если, например, они были искусственно разделены, как две Германии или два Йемена. Или если это была территория, отторгнутая в результате колониальных завоеваний, как Гонконг (Сянган) или Макао (Аомынь), которые снова стали частью Китая. Но случаев слияния государств, которые бы состояли из разных этносов, в новейшей истории я не припомню. Может, относительный успех представлен образованием некоего "надгосударства" в лице Евросоюза. Но процесс европейской интеграции показывает, что в нем есть свои внутренние ограничители и, допустим, такая страна как Бельгия, которая рассматривается как "цементирующий" фактор для всего Евросоюза, сама находится на грани распада.
В какой степени безопасен сейчас туризм в Шри-Ланка? Не возникнет ли угроза тамильского терроризма в связи с поражениями ТОТИ?
Угроза тамильского терроризма всегда есть. Периодически взрываются бомбы в разных частях страны – не только в зоне боевых действий, но и, например, в Коломбо. Что касается туризма, то политика тамильских сепаратистов всегда была направлена на то, чтобы не обижать туристов. Дело не в каком-то их особом человеколюбии или благородстве, а в том, что если бы тамилы совершили теракт по отношению к туристам, особенно западным, то это привело бы к резкому изменению общественного мнения на Западе, которое сейчас, в общем, симпатизирует тамилам. Этого тамильские боевики допустить не могут. Против туристов терактов пока не было (в отличие, например, от Египта) и, надеюсь, не будет. До сих пор тамильский терроризм был направлен против органов государственной власти, армейских баз и других военных объектов, полицейских участков. Другое дело, если вы находитесь в людном месте в Коломбо, то есть риск, что в этом месте произойдет взрыв бомбы, от которого пострадают невинные прохожие. Но подобное может произойти и в Москве, и в Лондоне, и в Мадриде.
Есть другой вопрос, тоже связанный с туризмом. Если конфликт разрешится (а он когда-нибудь должен так или иначе разрешиться), то для туризма откроется северо-восточное побережье, и Шри-Ланка станет страной круглогодичного туризма. Это страна с муссонным климатом, где полгода ветер дует с северо-востока, полгода – с юго-запада. Когда ветер дует с северо-востока (с октября по март), идеальные условия для туризма на юго-западном побережье, когда ветер дует с юго-запада, он приносит волнение на море и дожди. Условия для пляжного туризма в этот период не самые подходящие. Но в это время идеальные условия на северо-востоке. Сейчас там туризм не развивается, хотя потенциал есть.
Лента.Ру: Помогут ли сепаратистам акции протеста, организованные их сторонниками в европейских столицах?
В том что касается хода боевых действий, то эти акции вряд ли помогут "тиграм" – правительство Шри-Ланки настроено решительно и твердо намерено в кратчайшие сроки завершить дело. Но в дальнейшем, при выработке путей политического урегулирования ситуации, эти акции, безусловно, сыграют свою роль, как и в целом активность тамильской диаспоры, деятельность ученых, занимающихся изучением тамильской культуры. Все это сильно влияет на общественное мнение западных стран. А правительство Шри-Ланки к мировому общественному мнению прислушивается. Так что при выработке дальнейших шагов по политическому разрешению конфликта и при поиске внешних средств для восстановления и развития экономики районов, пострадавших от конфликта, мировое общественное мнение, формируемое, в том числе, и акциями протеста, окажет определенное воздействие на политику центрального правительства в отношении тамильского населения.